Исаакиевский собор: интересные факты. Интересные факты об исаакиевском соборе и фото с купола на город Что изображено на потолке Собора

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ город буквально разделился на два лагеря: одни радуются, другие - подписывают петиции против этого решения. Поэтому выбрали для вас истории об Исаакии, которые помогут сложить собственное мнение о передаче собора, а также выяснить, при чём здесь инопланетяне, строил ли собор Монферран и как символ города на Неве чуть не перевезли в США.

Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящён (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведёт своё начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов. Строительство собора задумал ещё Пётр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Но завершилось строительство уже во время правления Александра II. В разные годы собор был укрытием для искусства и площадкой для физических опытов.


Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте чертёжного амбара рядом с Адмиралтейством. Собор четыре раза перестраивали - четвёртое воплощение мы видим сейчас.

В первой деревянной церкви Исаакия Далматского венчались Пётр I и Екатерина I. Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году: первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем.

Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно повреждён ударом молнии. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. При Екатерине II в строительстве начали использовать мрамор, но достроить успели едва ли до половины. Затем Павел I распорядился докончить стройку кирпичом, а мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно: кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать и построить новое - из гранита.


Архитектором Исаакия в том виде, в котором мы его знаем, был Огюст Монферран. Строительство продолжалось 40 лет. Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет возведён, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс.

И всё же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского - покровителя Санкт-Петербурга. Скорее всего, это было случайным совпадением, однако через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран умер.

Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов, то ли самодержцу не по нраву пришёлся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние, поражённый подобным отношением императора, и через 27 дней умер. По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно.

Технические новшества и вмешательство инопланетян


На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выборгом вырубали гранитные монолиты для колонн весом от 64 до 114 тонн, мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывали на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей. Для создания статуй и барельефов применили новейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

Но некоторые утверждают, что возвести подобный собор было не под силу даже сотням человек, а потому без вмешательства инопланетян, как и при строительстве пирамид в Египте, тут не обошлось.


Исаакий - это сокровищница цветного камня. Здесь использованы бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский, а также 16 тонн малахита. Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе миро (особое благовонное масло).

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.


Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За 50 лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией: считалось, что пока стоят леса, правит и династия Романовых.

Легенда, надо сказать, небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна. Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 килограммов золота и более двух тонн серебра.

В связи с политикой государства 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. Это и спасло храм от разрушения: сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии.

В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко: благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией. В пасхальную ночь 1931 года семь тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор, где слушали лекцию профессора Каменщикова, посвящённую опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.


В 1930-е годы прошёл слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало. Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своём месте, сделка сорвалась.

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I. Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным, что позволило спасти множество произведений искусства накануне наступления фашистской армии.

Исаакий - музей или храм?


С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей.

На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

В 1990 году впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.


Сейчас вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ и выселении музея считается решённым. Церковь неоднократно высказывала свои притязания на владение собором, но всегда получала отказы ввиду нецелесообразности подобного решения, ведь музей приносит доходы в городскую казну - 700-800 миллионов рублей ежегодно.

Что же изменилось теперь, кто будет являться собственником храма и платить за реставрацию и содержание объекта? Формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. РПЦ будет пользоваться храмом на безвозмездной основе: Исаакий передают не в вечное пользование, а в аренду на 49 лет.

Оплачивать содержание и нужды собора будет митрополия. Сколько на это понадобится денег, тоже пока не ясно. Ранее озвучивалась цифра 200 миллионов рублей: столько тратил музей ежегодно и на содержание, и на реставрацию.

Кроме того, между РПЦ и Минкультом будет заключён договор о сохранности музейных ценностей, которые останутся в соборе. Представители патриархии уверяют, что все желающие могут посещать собор, как и прежде, и более того - обещают сделать бесплатный вход против нынешних 200 рублей, платными останутся подъём на колоннаду и экскурсии. Эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, за реконструкцию будет платить петербургская казна.

Как утверждают в РПЦ, для проведения экскурсий будет создано специальное церковное агентство, его работа будет оплачиваться за счёт пожертвований, не облагающихся налогом. Музей Исаакиевского собора переедет на Большую Морскую и Думскую улицы. Но пока не произойдёт передачи, музей будет управлять деятельностью собора. Сейчас в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови работают 400 человек, часть сотрудников может ждать сокращение. Также свой пост может покинуть директор музея Николай Буров.

Фото: Visit Petersburg, pravme.ru, panevin.ru

Великим творением архитектора Монферрана считается храм Святому Исаакию Далматскому. Этот храм был четвертым по счету, так как судьба первых трех закончилась печально. Его проектом занимался в те времена неизвестный чертежник Огюст Монферран. А вот постройка храма длилось на протяжении 40 лет. Один архитектор Мантуан Модюи считал, что храм развалится. Поэтому данный проект пришлось перерабатывать. Когда его построили и начали расписывать купола, то делал это сначала художник Брюллов. Позже он серьезно заболел, поэтому доделывать данную работу пришлось Петру Басину. Освещение храма было запланировано в 1858 году. Но перед этим куда-то пропало сукно, которым хотели постелить путь царя от Зимнего дворца. Через месяц после освещения храма чертежник Монферрано умер. Несмотря на это его Исаакиевский собор считается украшением площади на протяжении больше сотни лет.

  1. Исаакиевский собор – задумка Петра Первого . Так сложились обстоятельства, что он родился именно в день памяти Исаакия Далматского. Только по этой причине он решил почтить его память сооружением великого собора, который по праву можно считать ровесником города.
  2. Собор перестраивали несколько раз . В первом храме венчалась Екатерина Первая и Пётр Первый. А вот сейчас в Петербурге стоит четвертый собор. С самого начала его строительство проходило с использованием мрамора, а позже государь распорядился закончить всё кирпичом. По этой причине многие современники насмехались.

  3. Строительство храма длилось 40 лет 500 000 строителями . Царю Александру Первому не понравился собор в центре города, поэтому он решил его сломать и построить новый. Он захотел иметь храм из гранита, чтобы он удивлял своей красотой. Выполнял его строительство архитектор Огюст Монферран, которому понадобилось 40 лет, чтобы закончить данное строительство. Поговаривают, что Огюст не спешил его заканчивать по той причине, что гадалка ему нагадала о смерти сразу после строительства собора.

  4. Исаакий – большая сокровищница драгоценного камня . Во время строительства храма было использовано больше 400 кг золота, пол тоны лазурита, 1000 тонн бронзы и 16 тонн малахита. Там установлена известная картина «Тайная вечеря», которая выполнена в виде мозаики.

  5. Смертельные случаи во время строительства собора . В период постройки храма купола обрабатывались 100 кг золота. Также во время этой процедуры использовали ртуть. Это всё привело к смертям около 60 рабочих.

  6. Одна из первых фотографий в России – строительство собора . Фотографии сделали для того, чтобы показать их будущим предкам.

  7. Большое разорение храма . В 1922 году люди Поволжья очень сильно голодали, поэтому жителями Петербурга было принято решение забрать 2 тонны серебра и 48 кг золота.

  8. Первый в России антирелигиозный музей . Его открыли на территории собора в апреле 1931 года.

  9. Гигантский маятник Фуко – наглядная демонстрация вращения Земли . В прошлые времена его считали триумфом в области науки. Сейчас его убрали, а на его месте находится фигура голубя.

  10. Больше всего собор пострадал во времена Великой Отечественной войны . Именно туда привезли ценные экспонаты из других пригородных музеев. Последствия от снарядов можно до сих пор наблюдать на колонах храма.

  11. Открытие в соборе музея . Он начал так функционировать в 1948 году. А в 1950 годах на куполе установили центровую площадку, из которой открывается прекрасный вид на Петербург.

  12. Первая церковная служба в Исаакиевском соборе прошла в 1990 . С этого времени служба проходит постоянно по великим праздникам и воскресеньям.

  13. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в городе . Хоть и его никто так и не взвешивал, но его одна колона весит только 110 тонн. Таких колон в общем количестве несколько десятков штук.

  14. Скульптура О. Монферрана на фоне храма . Архитектор создан в античном стиле вместе с моделью собора у него в руках.

  15. Оригинальный памятник Санкт-Петербурга – ангелы со светильниками . Они придают храму завершенность. Раньше в светильниках зажигали огонь с помощью смолы.

Летом 11 июня, 157 лет назад в Санкт-Петербурге освящен знаменитый Исаакиевский собор. Приводим здесь самые интересные факты из его истории.

Его строительство задумал еще Петр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Поэтому Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга.


Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте Чертежного амбара рядом с Адмиралтейством.

1. Собор несколько раз перестраивали. Всего зданий было четыре. В первой деревянной церкви Исаакия Долматского венчались Пётр I и Екатерина I. Четвертое воплощение мы видим сейчас.


Когда начали строить собор при Екатерине II, то использовали мрамор, но при ней успели достроить едва до половины. Павел I распорядился докончить стройку кирпичом.


2. Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать. И построить новое – из гранита. Дело опять быстро не пошло, архитектор Огюст Монферран строил собор 40 лет.


Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет достроен, поэтому тот и не спешил со строительством. И все же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского – покровителя Санкт-Петербурга.

Александр Дюма назвал Огюста Монферрана «Микеланджело Севера». Скорее всего, это и было случайным совпадением, однако через месяц, когда было закончено строительство Исаакиевского собора, Огюст Монферран умер.

3. На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выбургом вырубали гранитные монолиты для колонн. Велись работы круглый год.

В Карельских каменоломнях добывались огромные гранитные блоки, которые весили от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн с четырьмя портиками, а также мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывались на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках. Последние были расположены в Петрозаводском уезде губернии Олонецкой, первые – в Сердобольском уезде губернии Выборгской. На Тивдийских ломках добывали тёмно-красный и светло-красный мрамор, на Рускольских – светло-серый мрамор с синеватыми прожилками.

4. Архитектор проявил при строительстве недюжинную изобретательность и применил остроумные решения. Так, например, во многие занимательные книжки вошла решенная архитектором задачка среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей.

Для подъёма колонн были построены специальные леса и в стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Таких установок колонн в итоге было 48.


Для создания статуй и барельефов применили самоновейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

5. На внутреннее убранство Исаакиевского собора было израсходовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, тысяча тонн бронзы и 16 тонн малахита. Отлили около 300 горельефов и статуй, мозаика заняла площадь в 6,5 тысяч м2.


Исакий - это сокровищница цветного камня. Здесь использованы:
- в алтаре: уральский малахит и бадахшанский лазурит;
- в покрытиях пола, стен и колонн – полудрагоценный шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский;
- в целом для внутренней отделки собора использовалось очень много разновидностей мрамора. Мрамор из русских карьеров: белый, солнечный, лимонный, темно-красный; итальянский – белый каррарский. Тёмно-красный мрамор, которым выложена нижняя часть алтаря баснословно дорогой, так как очень редок. Франция купила его у России за огромные деньги для саркофага Наполеона Бонапарта.
- особенностью иконостаса являются восемь малахитовых и две лазуритовые колонны. В оформлении собора принимали участие знаменитые русские художники (Бруни, Брюллов, Шебуев) и скульпторы (Витали, Клодт).


Над Царскими вратами находится «Тайная вечеря», выполненная в технике мозаики С. А. Живаго.


В соборе находится драгоценная святыня – икона Тихвинской Божьей матери (1765).


На золотом окладе иконы Тихвинской Божией Матери (точно такой же есть и на фасаде в центре Казанского собора) можно заметить символ «глаз в треугольнике» или «Всевидящее Око».

Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе мира (особое благовонное масло). Готовится оно по специальному рецепту. Масло от священного дерева миры соединяется с благовониями и красным вином. Варится смесь в Чистый четверг, на огне, и применяется, обычно, для таинства миропомазания.

Процедура отделки в Исаакиевском соборе была сложной: особенно трудно давалось золочение куполов. Для их отделки понадобилось около 100 кг золота. Применение ртути было неотъемлемой частью для золочения соборных куполов. От её ядовитых испарений скончалось около шестидесяти мастеров.

Монферран стремился сделать купол максимально лёгким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

6. Строительство собора сфотографировали – и это была одна из первых фотографий в нашей стране.

7. После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золота и более 2 тонн серебра.

12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко - благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.

В пасхальную ночь 1931 года ночь 7000 тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор. «Красная газета» на следующий день писала: «Многочисленные посетители с громадным интересом слушали лекцию профессора Каменьщикова, посвященную опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.





8. Во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным.

9. С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950-1960-е годы проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города.

.

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.

Один из самых крупных и красивых храмов. Его величавые и золоченые купола служат визитной карточкой Северной столицы. Каждый турист, посещающий славный город на Неве, обязательно посещает это святое сооружение, которое обладает множеством интересных фактов, мифов, легенд. А по нынешним временам от Исаакия ежедневно ждут свежих новостей. Но сначала нужно окунуться в прошлое.

Деревянное, каменное и мраморно-кирпичное прошлое

  • История Исаакиевского собора берёт свое начало практически со дня основания Санкт-Петербурга. Разница в каких-то 4 года.
  • Закладкой первых 2-х церквей начал строительство собора в честь Исаакия Далматского - Петр Первый, а завершил - Александр Второй.
  • Каждый император принимал активное участие в его возведении или реконструкции.
  • Петр Великий родился в день преподобного Исаакия Далматского - 30 мая. Государь, желая почтить память святого, задумал о постройке храма.
  • Сначала Исаакий построили из дерева и освятили в 1707 году. Через 5 лет здесь состоялось венчание государя.
  • Спустя 10 лет храм перестроили из камня. Знатным шпилем и архитектурным замыслом он походил на Петропавловский собор. Воды Невы подмывали фундамент храма, а также удар молнии, по причине которой в нем возник пожар, вынудили опять его отстраивать.
  • При Екатерине Второй было вынесено такое решение. Собор расположили чуть подальше от воды, и в те времена уже использовали мрамор, который и смотрелся лучше, и обладал большей выносливостью. Его применили при закладке фундамента. Но императрица, нанявшая итальянского архитектора Ринальди, не успела реализовать грандиозный проект.
  • Достраивали при Павле Первом и спешно. Храм с кирпичными стенами, которые зиждились на основании из мрамора, выглядел смешно. Он стал “памятником двух тронов”. Известно, на 2-х стульях не усидишь. Хоть и аллегория, но “в яблочко”.
  • Александр Первый приказал разрушить сооружение, изрядно уродовавшее лицо Северной столицы. Он велел возвести храм из гранита.

Величавая и “напророченная ли” судьба Монферанна

  • Императору понравились чертежи молодого архитектора французского происхождения Огюста Монферрана. Он назначил его придворным архитектором и дал поручение воздвигнуть собор. Именно этот проект мы видим сегодня.
  • Строительство длилось в течение сорока лет. Молва гласила, что Огюсту какой-то пророк предсказал кончину сразу же после того, как Исаакий будет возведён. Посему, видно, архитектор не торопился с окончанием строительства.
  • Случайность это или нет, но спустя 27 дней после освящения собора Монферран умер. Хотя ему было за 70. Или причиной этому стало не совсем благодарная "реакция" Александра Второго по отношению к автору проекта. Поговаривают, что государь сделал замечание Огюсту за ношение “военных" усов. Либо, оформление Монферанна пришлось не "ко двору". Углядели, что святые в художественном убранстве были изображены со склонёнными головами перед Исаакием Далматским. Лишь архитектор предстает с поднятой головой.
  • Сейчас бытует легенда, что в полночь можно увидеть Монферрана обходящим свои владения. Однако, признают, что призрак к посетителям относится благодушно.

Ноу-хау тех эпох или инопланетные цивилизации

  • Для колонн Исаакиевкого собора, весившим до 114 тонн, под Выборгом вырубали гранитные монолиты, отделывали фасады и интерьеры из мрамора, завозимого из карьеров: Тивдийского и Рускеальского.
  • Чтобы доставить громадные блоки и установить более сотни колонн был изобретен рельсовый механизм. При создании статуй и барельефов придумали гальванопластику. Данное новшество было применено впервые в мире.
  • Однако до сих пор некоторые считают, что возведение такого гиганта и доминанта в те года было не под силу людям. Равно, как и строительство Египетских пирамид, мол, без инопланетных высших цивилизаций не обошлось.

Исчерпали ли малахит

На строительство Исаакия пошло 16 тонн малахита. Считают, что этим самым были истрачены природные запасы малахита. Им украшены колонны у главного алтаря. Пластины малахита скрепляли составом, созданным на основе благовонного масла, и сейчас здесь ощущается аромат миро.

Строительные леса и императорская династия

Построили собор в 1858 году. Но строительные леса вокруг него долго не разбирали, мотивируя тем, что они могут понадобиться в любую минуту для ремонта, а возводить их заново громоздко и дорого. Тогда-то и появились слухи, что пока у Исаакия стройлеса стоят, Романовы правят. Судите сами: разобрали леса в 1916 году...

Имперский Исаакий и социалистическая власть

  • В 1922 году, чтобы Поволжье не голодало, из собора взяли серебро и золото. В 1931 году в нем открыли 1-ый в России антирелигиозный музей. Что спасло жизнь Исаакию. Он служил наглядным примером порабощения масс, в частности, экскурсантам рассказывали о мучениях подневольных зодчих.
  • Тогда же в храме поставили маятник Фуко, демонстрировавший вращение Земли. Сейчас маятника не увидишь, его место занимает символ Святого Духа - голубь.
  • С 1948-го храм становится музеем “Исаакиевский собор”. В 60-х прошлого века его отреставрировали. Внутри стоит бюст Огюста Монферрана, на который пошли минералы и камни, используемые в возведении сооружения.

Стойкость во время ВОВ

На стенах и колоннах остались следы от бомбардировок по собору. Из-за примечательного купола он стал целью для вражеских налётов с воздуха. Хотя горожане заранее обильно покрыли его краской. И этот самоотверженный подвиг петербуржцев спас многие произведения искусства. Также здесь хранились экспонаты из городского музея истории и Летнего дворца Петра Первого, а также из ценности из памятных и художественных сокровищниц области.

С 90-х прошлого века и по день сегодняшний

  • С 90-х прошлого века на куполе открыта смотровая площадка, откуда можно насладиться прекрасным видом на весь исторический центр города на Неве.
  • В 2005 году Музей-памятник „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургская епархия подписали соглашение о совместной деятельности.
  • Сегодня вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ уже решен. Но страсти не унимаются. Кажется, что общество разделилось на равные половины: кто за и кто против данного решения городских властей.
  • Русская Православная Церковь и Министерство культуры заключили договор о сохранении всех соборных ценностей. Исаакий передают Церкви на сорок девять лет. Его собственниками остаются петербуржцы. Храм занесён в список охраняемых сооружений в РФ и ЮНЕСКО.
  • Митрополит Кирилл заверил прихожан, петербуржцев в том, что Исаакиевский собор будет работать и как музей, и как храм для служения Богу. Даже теперь вход будет бесплатным, правда, за исключением подъёма на колоннаду и экскурсий. Все расходы на содержание собора возьмет на себя теперь митрополия. На реконструкцию деньги будут выделяться из городского бюджета.

Собор будет находиться в ведении и городской власти, и православной церкви. По духу ли это будет буквально всем горожанам, покажет время.

Загрузка...
Top