В Музеях Московского Кремля открылась уникальная выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель. Выставка «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей Выставка в кремле витражи сент

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Музеи Московского Кремля радуют красотой готики. Тут открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

Сент-Шапель – Sainte Chapelle, Святая часовня – постройка середины XIII века, задуманная королем Людовиком IX, позже канонизированным (отчего он единственный среди французских королей носит наименование «Святой») для того, чтобы хранить в ней реликвии Святой земли. Небольшая – по готическим меркам – часовня на парижском острове Сите представляла собой в то время что-то вроде частной королевской молельни, хотя и прочие подданные изредка в нее допускались. Службы прекратились во время Французской революции, значительная часть сокровищ капеллы была изъята, драгоценные металлы в значительной части переплавлены. Здание отдали Национальным архивам для хранения документов.

Однако в середине XIX столетия государством была предпринята масштабная реставрация Сент-Шапель. Официально – это музей, хотя изредка здесь проводятся церковные службы (на регулярной основе – два раза в год, плюс время от времени по особым поводам).

Что до короля – ну, посмотрим для начала на его скульптурное изображение. (Конечно, средневековая скульптура отнюдь не придерживалась принципа реалистичности изображения, но тем не менее.)

Конечно, мы не можем считать это изображение (хранящееся в Национальном музее средневековья в Париже) полностью достоверным. Оно исполнено уже после канонизации Людовика, то есть через несколько десятилетий после его смерти. Впрочем, сложившейся иконографии скульптура (это дерево, сохранившее следы полихромной покраски) вполне соответствует. Есть и предположения, что статуя была предназначена именно для Сент-Шапель.

Вот еще один портрет – в книге «История святого Людовика», напечатанной в XVII столетии: мы видим здесь тот же образ.

А вот еще одно из ранних изображений короля – на доске-эпитафии Ги де Мейжоса. Здесь точная датировка – 1307 год. И это пример знаменитых лиможских выемчатых эмалей (техника, имевшая распространение в XII-XIV веках). Ныне в Лувре.

Впрочем, главное на выставке – это фрагменты витражей Сент-Шапель. По словам организаторов, они демонстрируются за пределами Франции впервые. Это фрагменты, которые были демонтированы во время реставрации 1848-1853 годов и хранятся в Центре национальных памятников.

Для разговора же о собственно реликвиях Сент-Шапель стоит вспомнить о некоторых обстоятельствах биографии Людовика IX. Его принято считать не только «благочестивым королем», но и весьма разумным правителем. Однако: на престол ему довелось вступить в возрасте 12 лет. Так что бразды правления – в качестве регентши – приняла на самом деле его мать, умная и жесткая Бланка Кастильская. Да и в дальнейшем – когда сыну приходило, скажем, в голову, отправиться в очередной крестовый поход – именно она занималась делами государства. Так что чьи на самом деле заслуги в государственном строительстве – это еще вопрос.

А вот собиранием христианских реликвий Людовик занимался целенаправленно. Не жалея на это и очень немалых денег – как, например, для выкупа «тернового венца» Христа. Всего королю удалось собрать два десятка подобных предметов – частицы Креста Господня, камень от Гроба Господня, копье сотника Лонгина и так далее. В результате чего Людовик и превратился в «наихристианнейшего короля», изрядно повысив и свое, как бы мы сейчас сказали, «международное значение» (кстати, шипы от упомянутого тернового венца он рассылал и другим монархам в знак добрых отношений).

А на выставке представлен реликварий для тернового венца, исполненный в XIX веке (ныне в сокровищнице Нотр-Дам).

Посмотрим теперь на несколько произведений, которые относятся как раз ко времени короля Людовика. Это было, прежде всего, время расцвета готической скульптуры. И вот деревянная статуя Богоматери с младенцем из церкви в Пикардии (ныне – Лувр).

Крышка переплета Евангелия происходит непосредственно из Сент-Шапель (сейчас – в отделе рукописей Национальной библиотеки Франции).

Рядом в витрине, кстати – крайне любопытная инталия на аметисте. Это гораздо более раннее время, приблизительно III век нашей эры, и это еще существовавшая тогда Римская империя. Вероятнее всего, считают исследователи, мы имеем дело с изображением императора Каракаллы. Однако в византийскую эпоху изображение переосмыслили как изображение святого Петра – для чего оказалось достаточно выгравировать сбоку «О ПЕТРОС» (по-гречески). Инталия использовалась для украшения переплета литургических текстов, так что тоже находится ныне в Национальной библиотеке Франции.

Распространенная в то время форма ковчегов для реликвий – два парных реликвария XIII века в форме готических часовен. Происходят из сокровищницы аббатства Сен-Сольв, хранятся в Музее Роже Родьера в Монтрёе, департамент Па-де-Кале.

И снова к лиможской эмали. В этой технике выполнено навершие посоха с изображением святого Михаила, поражающего дракона. Музей искусства, истории и археологии в Эврё, Нормандия.

И реликварий-квадрифолий из Лувра с изображением святого Франциска.

Всего в экспозиции – 78 предметов, представляющих искусство готики. Участие в подготовке приняли как многие французские музеи, так и Национальные архивы Франции (из них, в частности – булла о канонизации Людовика IX).

Оказалось, однако, что в XIX столетии произведения французской готики интересовали и российских коллекционеров. Многое из этих частных собраний оказалось впоследствии в Эрмитаже – который тоже предоставил вещи из своих фондов для экспонирования. Вот, к примеру, реликварий в виде призмы из горного хрусталя, поддерживаемый двумя ангелами. Такой тип прозрачных реликвариев именовался «остенсории» и позволял созерцать реликвию через прозрачный корпус.

Ну, и распространенные в то время резные диптихи-складни из слоновой кости.

Выставка в Одностолпной палате Патриаршего дворца в Кремле продлится до июня.

Что же касается Людовика IX, то о нем в эфире «Эха» рассказывала Наталия Ивановна Басовская – что можно прочесть .

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дорога к Соборной площади со стороны Александровского сада ведет через высокие арки в подклете церкви Двенадцати апостолов, примыкающей к Патриаршим палатам. Здесь несколько веков помещались личные покои главы русского православия, его канцелярия и сокровищница. Ни одно здание Московского кремля не перестраивали так часто и кардинально, в этих белокаменных стенах бушевали пожары и нешуточные страсти, роскошь отделки соперничала с царским дворцом.

Еще при Иване Калите в кремле поставили избу для митрополита Петра. Только в 1450 г. началось строительство каменных палат возле церкви Ризоположения , ставшей домовым храмом святого Ионы, первого русского митрополита, не назначенного в Константинополе. На исходе 15 века их уничтожил страшный пожар. Восстановление подворья длилось больше века и было завершено только патриархом Никоном. Уже после его низложения возвели церковь Двенадцати апостолов, придавшую законченность комплексу Соборной площади.

Архитектура Патриаршего дворца

Здание представляет собой конгломерат из объединенных в одно целое построек разного времени, потому их общий стиль определить весьма сложно. Барабаны церкви Двенадцати апостолов такие же, как на Архангельском соборе, обращенный к площади фасад отделан подобно Успенскому храму, который старше на несколько веков. Глаз сразу замечает несовпадения пропорций и асимметричность расположения окон, вызванные многократными перестройками. Современники поражались смелому решению зодчих Крестовой палаты, чей огромный свод не имеет центральной опоры. Роскошная отделка парадного зала стала причиной обвинения патриарха Никона в грехе гордыни.

Музей в Патриарших палатах

Второй этаж огромного здания занимает экспозиция, где демонстрируются предметы искусства и быта 17 века. В Парадных сенях выставлены одежда, ризы и вещи патриарха Никона. На стендах Крестовой палаты, предназначенной для торжественных приемов и церковных соборов, красуются коллекции дворцовой посуды, охотничье оружие Ивана Грозного, богатейшее собрание старинных часов. Другое название зала - Мироваренный: до 1917 г. в огромном серебряном чане, подаренном Екатериной II, на специальной печи под особые молитвы происходило таинство сотворения ароматического масла - мира, которым совершалось помазание на царство, освящение новых зданий и кораблей.

В Приказной палате можно увидеть письменный прибор и шахматы царя Алексея Михайловича, подлинный букварь его внука Алексея Петровича, нарисованный знаменитым художником того времени Карионом Истоминым. Реконструирован интерьер жилых комнат - деревянные столы, стулья, резное кресло, окованные сундуки и облицованная изразцами огромная печь погружают экскурсантов в быт высшего духовного и светского сословия 17 века.

Редчайшее собрание расшитых предметов церковного обихода - престольных покровов, завес для царских врат, настенных пелен - находится в Трапезной палате. Золотошвейное искусство переживало свой расцвет как раз в 17-18 веках, художники и мастерицы оставили нам великолепные образцы своего ремесла. В церкви Двенадцати апостолов выставлены редкие иконы старинного дониконианского и нового письма.

Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?). 1260-1280. Париж, Лувр RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Martine Beck-Coppola

Десять с лишним лет главным двигателем выставочных успехов Музеев Кремля был цикл «Императорские и королевские сокровищницы мира в Кремле». Кажется, что за это время цикл честно исчерпали. Или почти исчерпали. В кремлевских планах на предстоящие 12 месяцев есть, например, уже повторное обращение к японским сюжетам. А есть довольно экзотический поворот темы — сокровища португальской короны, что с исторической точки зрения резонно, раз португальская колониальная империя когда-то была богатейшим территориальным конгломератом мира. Но все же это несколько локальный предмет рядом с сокровищами Тюдоров, Габсбургов или скопидомных саксонских Веттинов — а они в цикле уже отыграли свои славные роли.

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. 1230-1248. Франция, Центр национальных памятников Patrick Cadet/Centre des monuments nationaux

Более того, и сокровища французских королей в рамках выставочной серии уже в Кремле гастролировали: драгоценные средневековые, ренессансные и барочные сосуды из личной коллекции Людовика XIV привозили из Лувра в 2004 году. И все же именно теперешняя выставка о Людовике Святом на излете «сокровищного сериала» (даром что формально она к нему вроде как и не относится) безупречно вписывается в его контекст. Нужно только вспомнить, что дело происходит в Кремле, который со всеми его алмазными, золотыми, иконными, фресковыми и белокаменными фондами — это еще и хранилище символических образов власти. А про власть, особенно власть средневековую с ее сакральными и мистическими обертонами, гуманитарная наука последних 50 лет недаром любит рассуждать с методологической опорой на знаменитые труды о ритуальной ауре вокруг французской короны: «Короли-чудотворцы» Марка Блока, «Два тела короля» Эрнста Канторовича и так далее.

Реликварий Тернового венца. 1806. Позолоченное серебро, хрусталь. Собор Парижской Богоматери Сathédrale Notre-Dame de Paris/Pascal Lemaître

Людовик IX, правивший Францией в 1226-1270 годах (то есть во времена наших Александра Невского и его сына Даниила Александровича, первого удельного князя Московского), был образцовым воплощением этой чрезвычайно возвышенной идеи королевского сана. Набожный христианин, носивший под порфирой власяницу. Мудрый и могущественный правитель, который сделал Францию общеевропейским средоточием и политического авторитета, и культурного превосходства. Строгий блюститель правосудия, самолично рассуждавший тяжбы своих подданных всех чинов; что-то из его деяний в этом качестве (истребление богохульников, ростовщиков, игроков, проституток) вне контекста времени верхом правосудия может и не выглядеть, но сами принципы верховенства общегосударственной судебной власти, презумпции невиновности, опоры на систему римского права и запрета на варварские пережитки вроде ордалий и судебных поединков вообще-то в любом контексте неплохи. Рыцарь без страха и упрека, а значит, и крестоносец: Людовик лично участвовал в Седьмом и Восьмом крестовых походах. Которые для него, при всем его рвении и героизме, оборачивались сплошными бедствиями: поражения, плен, вынужденные уступки сарацинам, лагерные болезни (в особенности дизентерия, которая и сгубила короля, — конечно, не романтично, но что делать!). Но дополнительный блеск его короне придавали и они.

«Мадонна с Младенцем». Франция, конец XIII — начало XIV в. Слоновая кость, дерево, следы зеленой и красной краски и позолоты. Высота 34 см. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Не всем великим правителям удается создать идеальный и красноречивый архитектурный манифест, но Людовику Святому это удалось. Его Сент-Шапель, Святая капелла, не просто хрестоматийный образец высокой готики. Во-первых, это знак королевского величия. В Сент-Шапель, собственно, два храма, расположенных один над другим. Приземистый нижний — для королевских слуг, верхний, ослепительно прекрасный, залитый разноцветным светом, преломляющимся в витражах, которых так много, что вещественная тектоника стен исчезает, был предназначен для монарха.

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых. Северная Франция, середина XIII в. Слоновая кость, следы раскраски. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Казанова, помнится, с гордостью писал о венецианской базилике Святого Марка, что ни один государь в мире не может похвастать такой дворцовой часовней. Такой именно, как Сан-Марко, действительно некому было хвастать, кроме дожей, но Сент-Шапель Людовика IX все ж таки была вне конкуренции, и не только благодаря немыслимому архитектурному совершенству. Это было сакральное пространство особого статуса, единственный в своем роде грандиозный реликварий для хранения важнейших святынь христианского мира.

В этой коллекции, освящавшей и возвышавшей власть Людовика, были не только очередные частицы Креста Господня и Вифлеемских яслей. Если верить средневековым источникам, там был, например, Нерукотворный образ (тот самый, «мандилион», Святой убрус — полотенце с чудесно отпечатавшимся ликом Христа). Было Копье Лонгина — реликвия голгофской драмы, вызывавшая в средневековом сознании особый трепет. И был предполагаемый Терновый венец Спасителя, это уже известно совершенно точно.

«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика». 1330-1340, Франция. Национальная библиотека Франции (BNF)

Эти сокровища Людовик не обрел чудесным образом в брошенном храме, не получил в дар от великодушного чужестранного правителя, не завоевал в бою. Все куда прагматичнее. Незадачливый латинский император Балдуин II Фландрский, правивший в захваченном крестоносцами Константинополе, был вынужден, чтобы как-то сводить концы с концами, заложить венецианцам принадлежавшие его державным византийским предшественникам святыни, включая Терновый венец. Людовик Святой их выкупил за 135 тыс. ливров. Для сравнения: на то, чтобы за рекордно короткий по тем временам срок в семь лет построить Сент-Шапель, ушло 40 тыс. А в еще 100 тыс. королю обошлось создание огромного, трехметровой высоты, драгоценного ковчега, куда реликвии были помещены. Ковчег этот не сохранился, его переплавили во время Великой Французской революции. Но сохранилось множество предметов, связанных с биографией самого Людовика IX и его посмертным почитанием (включая документы канонизационного процесса), с литургической практикой Сент-Шапель, его любимого храмового детища, и вообще вещей, отразивших ту эпоху во всем ее готическом великолепии и со всеми странными переплетениями: ослепительный идеал власти и будничные феодальные зверства, схоластическая ученость и неоплатоническая мистика, аскеза и куртуазная придворная культура.

«Людовик Святой». Деревянная скульптура. Париж, Национальный музей Средневековья (Музей Клюни) RMN-Grand Palais (musée de Cluny - musée national du Moyen-Âge)/Franck Raux

Эти вещи и показывают Музеи Кремля на своей выставке. Большая часть из 75 экспонатов привезена из Франции: из Лувра, Национального музея Средневековья (Клюни), Национальной библиотеки. Ряд особо хрупких, плохо переносящих дальние вояжи произведений XIII века (резная кость, лиможские эмали) отпустил в Москву Государственный Эрмитаж. Но самые сенсационные экспонаты предоставлены французской стороной. В художественном смысле главное украшение выставки — фрагменты оригинальных витражей Сент-Шапель. В смысле сакральном — реликварий для хранения Тернового венца, правда не средневековый, а постреволюционный, наполеоновских времен, скромное, но напоминание о благочестивых амбициях Людовика Святого, в своем собирании святынь считавшего себя преемником императоров Византии. Равно как и обитавшие в Кремле государи московские.

Специально для The Art Newspaper Russia завотделом культуры «Коммерсанта»

Музеи Московского Кремля
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
3 марта - 4 июня

7 сентября 2018 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Ретроспективный проект познакомит зрителей с произведениями высокого ювелирного искусства всемирно известного итальянского дома BVLGARI, история которого насчитывает более ста тридцати лет. В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца посетители смогут проследить изменения дизайна украшений от самых первых серебряных вещей, созданных в неогреческой традиции в конце XIX века до роскошных произведений эпохи dolce vita и последующих знаменитых коллекций конца тысячелетия.

Одной из главных тем экспозиции станет отражение идей феминизма в произведениях BVLGARI. Эту тему раскроют коллекции, созданные ювелирным домом в разные годы XX века, когда разрушение стереотипов о традиционной роли женщины в обществе отражалось, в том числе, и в ювелирном искусстве. Начиная с 1920х годов дом BVLGARI создавал эксклюзивные украшения и часы в характерном для того времени стиле ар деко с линейными и геометрическими мотивами, экспериментировал с объемами, начал использовать крупные бриллианты круглой формы. В последующие десятилетия стиль ювелирного дома менялся вместе с образом жизни женщины. Послевоенное время привнесло в произведения BVLGARI сдержанность, зачастую использование полудрагоценных камней вместо драгоценных. Затем ключевая роль в творческой концепции BVLGARI постепенно перешла к цвету: сочетания камней начали приобретать контрастность - от синего с зеленым до красного с зеленым и синим. В 60х годах объем и цвет стали фирменным знаком стиля BVLGARI.

История BVLGARI неразрывно связана с именами таких легендарных актрис как Элизабет Тейлор, которая воспринималась как идейный лидер феминистского движения и идеал свободной женщины, Анна Маньяни, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Джина Лоллобриджида, София Лорен. По их заказу в разные годы были созданы великолепные украшения, в которых нашли отражение характер и отношение к жизни знаменитых заказчиц. Многие из них любили работать в кадре в собственных драгоценностях. На протяжении долгих лет эти вещи являлись олицетворением роскоши и свободы женщины, вольной воплощать свои идеи в ювелирных произведениях. В экспозиции выставки можно будет увидеть принадлежавшие кинодивам 60х годов XX века украшения дома BVLGARI, выражающие харизматичный образ каждой из них.

Посетителей ждет необычный дизайн выставочного пространства. Специально разработанные для проекта оригинальные мультимедийные и световые решения обеспечат эффект присутствия и дадут возможность погрузиться в неподражаемую атмосферу создания ювелирного шедевра.

К выставке будет приурочена разнообразная образовательная программа. В Лектории Музеев Московского Кремля пройдет цикл лекций «Знаменитые ювелирные дома. Дом BVLGARI», посвященный истории создания легендарных брендов, мастерам, дизайнерам и собственно ювелирным произведениям. Также гостей ждут культурно-образовательные программы с посещением выставки и мастер-классы, на которых под руководством искусствоведа каждый участник сможет создать собственный оригинальный эскиз украшения и его модель.

Также в рамках выставки в Музеях Московского Кремля пройдёт музыкальный фестиваль «Посольские дары», который в этом году будет посвящен итальянской музыке, ее богатству и стилевому многообразию. На одном из концертов музыкальные произведения будут исполнены на скрипке великого мастера Андреа Гварнери, которая в настоящее время хранится в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Финальный концерт фестиваля будет посвящен итальянскому киноискусству XX века. Прозвучат произведения Нино Рота, Эннио Морриконе, Никола Пьовани к лучшим итальянским фильмам великих режиссёров – Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Роберто Бениньи, Витторио Де Сика.

Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца.

Загрузка...
Top