Узел двойной констриктор. Затягивающиеся морские узлы. Брам шкотовый узел

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.
Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

Рис. 44. Самозатягивающийся узел
Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

Рис. 45. Самозатягивающийся узел с полуштыком
Коровий узел (рис . 46). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.
Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.
На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Рис. 46. Коровий узел
Глухая петля (рис. 47). Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

Рис. 47. Глухая петля
Выбленочный узел (рис. 48). Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки – поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.
Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.
Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).
Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.
Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.
Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

Рис. 48. Выбленочный узел:
Задвижной штык (рис. 49). На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два – с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга – там два шлага.
Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на рои лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.
Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.


Рис. 49. Задвижной штык
“Констриктор” (рис. 50). “Боа констриктор” – это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”. Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.


Риc. 50. «Констриктор»
Двойной “констриктор” (рис. 51). Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.

Рис. 51. Двойной «констриктор»
Питонов узел (рис. 52). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”, Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.
Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Рис. 52. Питонов узел:
а – первый способ вязки; б – второй способ вязки
Шахтерский узел (рис. 53). Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Рис. 53. Шахтерский узел
Пикетный узел (рис. 54). Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Рис. 54. Пикетный yзел
Гафельный узел (рис. 55). Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

Рис. 55. Гафельный узел
Лисельный узел (рис. 56). На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях – лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуровывался штсртами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Рис. 56. Лисельный узел
Фаловый узел (рис. 57). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель” на грот-мачте или “фор-марсель” на фок-мачте. Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.

Рис. 57. Фаловый узел
Щучий узел (рис. 58). Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

Рис. 58. Щучий узел
Верблюжий узел (рис. 59). Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Рис. 59. Верблюжий узел
Стопорный узел (рис. 60). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют “под себя”.

Рис. 60. Стопорный узел
Качельный узел (рис. 61). При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения.
Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.

Рис. 61. Качельный yзел
Зигзаговый узел (рис. 62). Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками. Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их, прежде всего, необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке,иначепридется каждый раз протаскивать всю длину веревки.

Рис. 62. Зигзаговый узел
Паловый узел (рис. 63). Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинут сверху на пал.

Рис. 63. Паловый узел
Битенговый узел (рис. 64). Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.

Рис. 64. Битенговый узел
Удавка с полуштыками (рис. 65). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.
Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев – стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.
Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла “лесной узел” или “бревенчатый узел”.
Удавка с полуштыками – надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемогопредмета . Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3–4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.
Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел. Его всегда Нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс. 65, б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.



Рис. 65. Удавка:
а – схема вязки; б – вязка удавки с полуштыками

V. Незатягивающиеся петли

Дубовая петля (рис. 66). Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

Рис. 66. Дубовая петля
Жилковая петля (рис. 67). Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля). Она применяется для тонких рыболовных лесок.

Рис. 67. Жилковая петля
Фламандская петля (рис. 68). Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти нс ослабляет прочность троса, Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и для других целей.

Риc. 68. Фламандская петля
“Хонда” (рис. 69). Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли таким способом прикрепляли тетиву к луку.
Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.
“Хонда” – это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов США.

Рис. 69. “Хонда”
Эскимосская петля (рис. 70). Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли «эскимосский узел для тетивы лука». Она обладает немаловажным для этой цели свойством: ее размер можно изменять после того как узел уже завязан.
При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

Рис. 70. Эскимосская петля
Совершенная петля (рис. 71). Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надежен не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Совершенная петля очень популярна за рубежом у рыболовов.

Рис. 71. Совершенная петля
Рыбацкая петля (рис. 72). Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном . Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.

Рис. 72. Рыбацкая петля
Бурлацкая петля (рис. 73). Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом . Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы.


Рис. 73. Бурлацкая петля
Ездовая петля (рис. 74). Так же, как и бурлацкая, ездовая петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, чем бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

Рис. 74. Ездовая петля
“Травяная” петля (рис. 75). Это еще одна разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.

Рис. 75. “Травяная” петля
Беседочный узел (рис. 76). Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску – платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь . Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.
На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (king of knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.
Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.
Основное назначение беседочного узла – это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. рис. 85). Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.
Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется "проще не придумаешь". К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки. Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие, Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса.

Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве. Издавна этот узел применяли на кораблях для креплений с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания. На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Если ходовой и коренной концы коровьего узла соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки - поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса, Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги. Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (б). Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу. Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки. Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага; один с одной стороны коренного конца и два - с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить с какой стороны тяга - - там два шлага. Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на реи лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком. Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

"Боа констриктор" - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. "Констриктор" хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах. В этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять, тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить ее в пасть зверя, за его клыки, н завязать пасть с палкой "констриктором". Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью "констриктора" накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубать. Этим самым они предотвращают саморасплетание троса до наложения постоянных проволочных марок.

Хотя этот узел сложнее обычного "констриктора", затягивается он еще сильнее. Он считается незаменимым затягивающимся узлом для быта.

Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от "констриктора". По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и "констриктор". Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях. Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях - лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуровывался штертами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он принимал название "грот-марсель" на грот-мачте, или "фок-марсель" на фок-мачте. Снасть, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фок-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу в нашем быту.

Он так же, как и фаловый и лисельный, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удивительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, потом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют "под себя".

При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения. Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.

Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками. Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их прежде всего необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.

Удавка с полуштыками

Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев - стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал. Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3 - 4 раза, его выводят из петли и в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время ее очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается. Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середину бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует, помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Битенговый узел, Бык-гордень, Верблюжий узел, Выбленочный узел, Гафельный узел, Глухая петля, Двойной "констриктор", Задвижной штык, Зигзаговый узел, Качельный узел, "Констриктор", Коровий узел, Лисельный узел, Паловый узел, Пикетный узел, Питонов узел, Самозатягивающийся узел, Самозатягивающийся узел с полуштыком, Стопорный узел, Удавка с полуштыками, Фаловый узел, Шахтерский узел, Щучий узел

Затягивающиеся узлы.

"Констриктор".
"Констриктор".
Является одним из самых сильно затягивающихся узлов и наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, а разрезают. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на не имеющих острых углов предметах. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, связать руки хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. Такелажники с помощью "констриктора" накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить.


Прост, оригинален и надежен. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Завязывать узлы умеют все. Вопрос только в том, как мы это делаем. Ведь практически всегда пользуются прямым узлом (или еще хуже, если «бабьим»). И ладно, если они используются для бытовых целей, но бывают же случаи и другие. Вы буксируете автомобиль и трос лопнул – как завязать хороший узел, чтобы веревка не развязалась? На стройке своего дома нужно что-то поднять на веревке – как хорошо привязать веревку к карабину, ручке ведра и т.д. А если при этом еще не оказалось троса нужной длины, то нужно правильно связать веревки между собой. Одним словом, ситуаций может быть множество, где нужно применять действительно надежный узел, так как иначе может быть просто опасно. В данной статье описано, конечно, не все великое множество узлов, но основные полезные способы вязания вы здесь найдете.

Узлы для связывания

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим» узлом в ответственных ситуациях.

«Бабий» узел

Прямой узел

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел





Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.





Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки – по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов – при переменной нагрузке «ползет».


Первый простой узел

Второй простой узел
Затягиваем
Можно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.

Белая веревка протягивается по траектории зеленой




Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».

Белая веревка — по траектории зеленой



Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство – не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов – скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках.



Затягиваем
Можно сделать контрольные узлы

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок.



Первый узел готов


Второй узел готов
Два узла стягиваются вместе

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.





Змеиный узел

Нужно связать леску – этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.


Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревки
Протягиваем концы веревки в «окошко»
Затягиваем

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.









Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.





Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит.
Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).




Привязочные узлы

Коровий узел

Хорош для быстрой привязки веревки, но «ползет» при переменной нагрузке. Для лучшей надежности применяйте контрольный узел.





Выбленочный узел

Простой и надежный узел.Узел хорошо держит при постоянной тяге. Удобен для привязывания веревки к большому числу опор т.к. концы веревки из узла выходят в разные стороны.В жизни его можно использовать в самых разных ситуациях: кроме обычного привязывания веревки, им можно завязать мешок, прикрепить нить или шпагат к толстому тросу.





Узел «удавка»

Используется чтобы привязывать веревку к толстому дереву или столбу, отлично держит при числе витков более четырех. С осторожностью применяйте при ярко выраженных переменных нагрузках.





Узел «удава»(«констриктор»)

Очень надежный узел. Один из самых сильнозатягивающихся узлов, не «ползет», после сильной тяги сложно развязать.Им можно связать две палки, металлические прутья и другие элементы при экстренном ремонте.

При двух оборотах свободным концом узел еще крепче




Шахтерский узел

«Не ползёт», легко развязывается.Хорошо работает при постоянной нагрузке.





Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягива­ется он ещё сильнее. Он, как и одинарный констриктор, считается незаменимым затягивающимся узлом.

Удавка

(лесной узел, бревенчатый узел)

Применяется в тех случаях, когда нужно закрепить конец ве­рёвки вокруг дерева или камня. В промышленном альпинизме этот узел чаще применяется по своему прямому назначению, т.е. для подъёма наверх цилиндрических по форме предметов или предметов, у которых поперечные размеры намного меньше продольных. Удавкой удобно пользоваться при буксировке брёвен в воде, при погрузке рельс, телеграфных столбов.

Этот узел широко используют лесорубы. Удавку лучше ис­пользовать с двумя полуштыками. Подъём тяжёлых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Удавка с полуштыками - надёжный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Ходовой конец верёвки накладывается поверх коренного конца, обносится вокруг него и пропускается внутрь петли. Далее, двигаясь в обратном направлении в сторону зажимаемого предмета, ходовым концом делается 3-4 шлага. На конце верёвки обязательно вяжется страховочный узел в виде простого узла.

Чтобы поднять ствол дерева, бревно, рельсу или металличе­скую трубу, не обязательно иметь какие-либо такелажные приспособления. Можно обойтись верёвкой, соответствующей прочности. Удавка вяжется немного в стороне от середины бревна (трубы). Ходовой конец верёвки выводят из петли, составляющей узел, и тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка.

Но, как правило, два полуштыка делаются до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплён. Слабина между удавкой и полуштыками перед подъёмом должна быть вы­брана. Немаловажным является и то, в какую сторону делаются на предмете полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска верёвки.

: Рис. 50 Б.

Е . Затягивающиеся петли

Бегущий простой узел

Это самый простой узел, образующий затягивающуюся пет­лю. При тяге за коренной конец петля затягивается, но её можно увеличить в размере, потянув за ходовой конец в сторону от пет­ли. Узел можно завязать в любой части верёвки. С его помощью можно перевязать тюк, прикрепить к чему-либо верёвку, зачалить лодку за сваю. Это «часть» узла при вязке прямого, бабьего, академического, воровского, тёщиного узлов ходовым концом в петлю.

«Пьяный» узел

Это узел с двумя затягивающимися петлями. Чтобы затянуть эти две петли, нужно одновременно потянуть за ходовой и коренной концы. Этот узел на Руси получил своё название видимо потому, что его применяли для усмирения не в меру разгулявшихся людей, надевая петли на запястья рук за спиной и завязывая концы на груди. Узел подробно описан в наставлениях по рукопашному бою.

Кандальный узел

(узел-бабочка, узел полицейского)

Узел очень схож с пьяным узлом. Его название на англий­ском языке обозначает «наручники». Узел может служить для тех же целей. До настоящего времени многие полицейские держат в кобуре шёлковый шнур, которым пользуются в том случае, когда задерживаемых много, а имеющихся в наличии наручников не­достаточное количество. Часто вместо шнура используется брюч­ный ремень задерживаемого. Не смотря на внешнее сходство с пьяным узлом, это два разных узла. Если внимательно рассмотреть схемы узлов, то можно заметить, что пьяный узел образуется (вяжется) из петель верёвки, собранной спирально, а кандальный узел - это узел, получаемый из узла стремя (выбленочного узла).

Узел полезно знать туристам. Узел поистине универсален, обладает свойствами удавки, стремени, двойного топового узла и т.д.

Загрузка...
Top