Флаг вмф. Морские флаги. Военно-морской флаг России

Военно-морской флаг, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля. Он символизирует государственную принадлежность и неприкосновенность корабля, плавающего под ним, а также готовность корабля защищать государственные интересы Российской Федерации на морских и океанских рубежах. Военно-морской флаг является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому члену экипажа корабля о героических традициях и священном долге защиты Отечества.

Первым русским военно-морским флагом был флаг корабля «Орёл», построенного в 1667—1669 году. Предположительно, им могло быть или полотнище с синим прямым крестом и двумя белыми и двумя красными прямоугольниками (крыжами), или полотнище из трёх горизонтальных равновеликих полос — белой, синей и красной с золотым двуглавым орлом в центре.

На гравюре 1700 года голландца А. Шхонебека о взятии Азова в 1696 году изображены флаги с прямыми крестами.

После посещения в составе Великого посольства Великобритании Пётр I в марте 1699 года по образу и подобию шотландского ордена Святого Апостола Первозванного, учредил первый в России орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Главным изображением в знаке ордена был лазуревый (синий) косой крест с изображением распятого св.апостола Андрея Первозванного (по христианскому преданию, апостол Андрей Первозванный был распят в 70 году н. э. в греческом городе Патры на косом кресте). С IX века святой апостол Андрей Первозванный считался покровителем Шотландии, с XII века серебряный (белый) косой Андреевский крест изображался на шотландских иконах и печатях, с XVI века известен флаг Шотландии — белый Андреевский крест на синем полотнище.

Пётр I в октябре 1699 года в черновике указа посланнику в Стамбуле Е. И. Украинцеву изобразил рисунки двух флагов: с тремя горизонтальными равновеликими полосами (с пометками — «белый», «синий» и «красный») и с синим косым косым крестом поверх этих полос.


С 1699 по 1712 год Пётр I нарисовал ещё несколько проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.

СССР был образован в 1922 году. Все символы власти Российской империи к тому времени были отменены уже пять лет. Новому государству требовалось утвердить свои символы, в том числе и флаг ВМФ СССР. На это понадобилось время, поскольку боевые действия не прекращались еще долгое время.

За историю существования советского государства было утверждено три эскиза ВМФ. Каждый из них имел свои особенности. Последний вариант просуществовал сорок два года.

Предназначение

В Корабельном уставе флаг ВМФ СССР обозначался в качестве Боевого Знамени. Он являлся символом воинской чести, славы, доблести. Его задача была в напоминании членам экипажа о долге, который состоял в защите Советской Родины. Также флаг служил напоминанием о героических традициях.

Описание флага 1923 года

Впервые флаг ВМФ СССР появился в 1923 году. Его эскиз разработал капитан первого ранга Ордынский Н. И. За основу он взял знамя ВМС Японии.

Описание:

  • прямоугольная форма в соотношении три к двум;
  • полотно красного цвета;
  • в центре полотна белый круг, равный половине ширины полотна, он символизировал солнце;
  • от круга расходятся восемь белых полос к середине четырех сторон и четырем углам;
  • в центре круга пятиконечная звезда, ее цвет красный, она обращена одним из концов вверх, ее диаметр равен пять шестых диаметра круга;
  • в звезде расположен серп и молот белого цвета.

В этом же году флаг подняли на военных судах в честь пятой годовщины Октябрьской революции. Утвердили его только в 1924 году.

Сохранились архивные фотографии, на которых изображены миноносцы «Калинин», «Войков» с поднятыми на борту флагами, разработанными Ордынским Н. И.

Описание флага 1935 года

Просуществовало знамя 1923 года двенадцать лет. Мысли о его смене начали возникать у руководства страны еще в 1932 году. В это время были созданы Морские войска Дальнего Востока. Спустя три года из них создали Тихоокеанский флот.

Существовавший Военно-морской флаг сильно напоминал символ островного государства, из-за чего могли возникнуть проблемы. Поэтому в 1935 году утвердили новый флаг ВМФ СССР, который просуществовал пятнадцать лет.

Описание:

  • полотно белого цвета;
  • голубая полоса, расположенная вдоль нижней части полотнища;
  • пятиконечная звезда окрашена в красный цвет, она помещена в середине левой половины полотна, направлена одним из концов вверх, диаметр фигуры приравнен к двум третям ширины всего знамени;
  • красный серп с молотом перекрещены между собой, размещены в центре правой половины полотна, самый большой диаметр символа равен двум третям ширины белой части полотнища.

Соотношение белого и голубого цвета равно пяти к одному. Размеры полотна составляют три к двум.

Описание флага 1950 года

К 1950 году флаг ВМФ СССР (фото внизу) был немного видоизменен. Постановление об этом не было зафиксировано в Своде законов Союза. Внешний вид был утвержден только в 1964 году.

Описание:

  • белое полотно с голубой полосой, которое размещено вдоль нижней части;
  • в левой половине белого полотна расположена красная пятиконечная звезда, один из ее концов направлен вверх;
  • в правой части белого полотна размещены серп с молотом красного оттенка, они перекрещены между собой, а нижние крайние точки их рукояток и нижние крайние углы звезды находятся на одном уровне.

Размеры флага ВМФ СССР за 1950 год существенно отличаются от предыдущего варианта. Соотношение ширины с длиной стало один к полутора. Изменился размер пятиконечной звезды, она визуально сравнялась с перекрещенными серпом и молотом. Ширина голубой части стала равна одной шестой всей ширины флага.

Именно таким знамя оставалось до 1992 года, пока не было заменено на современный символ ВМС Российской Федерации.

Описание гвардейского варианта

Расшифровка символов:

  • звезда - знак Красной армии;
  • перекрещенные серп с молотом - одна из главных эмблем советского государства, означала союз между крестьянами и рабочими;
  • голубая полоса - символ моря.

В последнее время оригинальные флаги стали популярными среди населения. Спрос рождает предложение, поэтому появились интернет-магазины, которые занимаются изготовлением и продажей флагов, а также другой атрибутики СССР.

Военно-морские флаги России

Россия долгое время не имела морского флота, так как не имела выхода к морям. Обеспечение России морским побережьем и строительство флота - задачи, которые впервые удалось решить только Петру I.

Правда, в 1667-1669 годах, в царствование Алексея Михайловича иностранными мастерами был построен первый русский корабль «Орел», которому предстояло плавать по Волге и Каспийскому морю. До моря этот корабль не дошел, так как попал в руки разинцев и был ими сожжен, однако, известно, что на корабле были вывешены флаги белого, синего и красного цветов. Те же цвета выбрал для своего вновь построенного флота Петр I.

Наряду с общеизвестным бело-сине-красным флагом Петром также был учрежден Андреевский флаг - белый с косым голубым крестом.

Первоначально и бело-сине-красный, и Андреевский флаги равно использовались на военном и гражданском флоте. Разделение флагов на военно-морской и торговый произошло лишь в 1705 году.

При Петре I также появился российский гюйс, основу которого составил голубой Андреевский крест, помещенный на красном полотнище и дополненный прямым узким белым крестом.

Кормовой Андреевский флаг и гюйс с тех пор оставались неизменными флагами Военно-Морского Флота России вплоть до 1917 года.

Для кораблей, отличившихся в сражениях, со временем были введены особые Георгиевские флаги и вымпелы. На них в центре Андреевского креста помещалось изображение Георгия Победоносца в красном щитке.

После Октябрьского переворота 1917 года часть кораблей остались под Андреевским флагом, но некоторые подняли красные флаги. В годы Гражданской войны и интервенции большинство кораблей всех флотов было захвачено интервентами. Те же корабли, которые оставались под властью советского правительства, несли государственный флаг - красный с желтой надписью «Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика».

29 сентября 1920 г. ВЦИК издал постановление, в соответствии с которым Военно-морским флагом Советской республики стал «красный флаг с якорем, красной звездой посередине его и белыми буквами «РСФСР» в верхней части якоря». Якорь был синим, а сам флаг имел две косицы.

В 1924 году в связи с образованием СССР, была утверждена система военно-морских флагов. Военно-морским флагом стало красное полотнище с белым кругом и восемью лучами (солнцем), в центре которого была изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Гюйс был очень схож с дореволюционным, но в центре его также помещался белый круг со звездой, серпом и молотом.

Особые флаги были утверждены для различных видов судов и для должностных лиц.

Для вспомогательных, портовых, гидрографических и лоцмейстерских судов были установлены синие флаги с морским флагом в крыже. Флаг пограничных судов впервые приобрел зеленый цвет.

27 мая 1935 года Военно-морской флаг был изменен и приобрел тот вид, в котором он просуществовал до распада Советского Союза. Это было белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки и с изображением красных серпа и молота и пятиконечной звезды.

Гюйс также изменился - он стал представлять собой красное полотнище с белым контуром пятиконечной звезды и серпа, и молота внутри нее.

Под этими флагами флот СССР сражался во время Великой Отечественной войны. 21 июня 1942 года для кораблей, отличившихся в боях, был установлен гвардейский Военно-морской флаг с изображением Георгиевской ленты. По сути, это было возрождением старого Георгиевского флага.

Во второй половине ХХ века облик флагов военно-морских судов и флагов командующих неоднократно менялся, как менялась и сама структура флота и наименования должностей, однако сам кормовой Военно-морской флаг остался неизменным.

После распада Советского Союза остро встал вопрос о символике российской армии и флота. Естественно, что при выборе флага для Военно-Морского Флота предпочтение было отдано историческому, успевшему прославиться на протяжении более чем двух веков, Андреевскому флагу. Указом Президента России от 21 июля 1992 года были восстановлены исторические российские Военно-морской флаг и гюйс. В целом же, система военно-морских флагов осталась, по большей части, прежней. Военно-морской флаг СССР в крыже был там просто заменен Андреевским.

День Военно-морского флота является одним из самых любимых народных праздников. Не последнюю роль в этом играет визуальная составляющая: моряки в красивой парадной форме, величественные корабли на рейдах, реющие на ветру флаги.

За каждой флотской традицией стоит трудный опыт и неповторимый исторический путь России. То же самое можно сказать о символах нашего флота и главном из них - Андреевском флаге. О его истории, о смыслах и образах, которые олицетворяет собой синий косой крест на белом поле, ТАСС рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Михаил Монаков.

У истоков традиции

Обычай поднимать на кораблях флаги зародился, когда флот был парусным. Тогда любой выход в море мог стать последним - корабли погибали от непреодолимых природных сил, войны на море велись десятилетиями, а в перерывах между ними на морских путях промышляли пираты. Уже тогда это имело не только функциональное, но и важнейшее политическое и ритуальное значение. Внешний вид флага, его символика должны были воздействовать на сознание и настроение моряков таким образом, чтобы поддерживать в них веру в покровительство высших сил, в могущество своего государя и своей страны, убеждать, что осененный им человек сильнее любого врага и морской стихии.

Практическое значение флагов в эпоху парусного и в начале эпохи парового флота очевидно. Тогда еще не было аппаратуры опознавания "свой-чужой", за горизонтом корабли друг друга не видели, из-за чего вероятность внезапной встречи с врагом или "джентльменами удачи" была высокой

Михаил Монаков

Поэтому до определенного времени даже "купцы" - коммерческие суда - ходили вооруженными. В море на сближение шли с некоторой опаской: прежде чем решиться на это, надо было установить, не приведет ли такая встреча к тяжелым последствиям. Ведь даже между формально не воюющими государствами отношения порой были таковы, что при удобном случае они не стеснялись захватывать корабли и суда друг у друга. Уклониться от опасного сближения, оторваться и уйти от преследования можно было, только вовремя различив флаг встречного корабля.

Рождение флага

До конца XVII века государственная символика в России находилась в зачаточном состоянии. Ее применение носило ограниченный характер, причем для обозначения принадлежности частных грузовых и промысловых судов, ходивших по внутренним путям и морям Русского Севера, она не использовалась.

Регулярный военный флот в России появился благодаря Петру Первому и его сподвижникам. Параллельно с созданием флота формировалась и его символика.

Из Западной Европы в Россию пришло разделение флагов военного и коммерческого флота по внешнему виду и статусу. Сегодня по этому признаку можно выделить государства, морские традиции которых восходят к Средневековью, кодексу рыцарства и рыцарской символике. Во главе этого списка - Великобритания. Подобное разделение существует и в морских государствах, исторически связанных с британской короной, и в некоторых других странах, например, в Японии, флот которой в конце XIX столетия строился по британскому образцу.

У Нидерландов, Франции и США такого разделения нет - и на кораблях, и на гражданских судах в качестве главного символа национальной принадлежности используется государственный флаг.

Достоверные и привязанные ко времени эскизные изображения флагов, на основе которых впоследствии сложились внешний вид и основные элементы символики российского государственного флага, флагов военного и торгового флота, относятся к 1698–1699 годам. Именно тогда Петр Первый возвратился из Англии, где изучал морское дело

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Есть основания предполагать, что за образец флагов, изготовленных для русских кораблей и судов, которые участвовали в первом и втором Азовском походах, был взят слегка измененный голландский. Три цвета - белый, синий и красный - присутствуют в государственной символике многих стран. Это очень яркое сочетание, легко воспринимаемое визуально и запоминающееся.

"Флаги русских кораблей были трехцветными, но каким образом эти цвета располагались в виде каких-то геометрических фигур, вертикальных или горизонтальных полос, достоверно судить мы не можем. На гравюре голландца Адриана Шхонебека русские корабли несут кормовые и носовые флаги, крестами (предположительно синего цвета) поделенные на прямоугольники (предположительно белого и красного цвета), расположенные в шахматном порядке. Но эти гравюры были выполнены не с натуры, а по словесным описаниям участников похода, и доверять им нельзя", - поясняет Монаков.

Первые изображения Андреевского креста на морских флагах также появляются не ранее 1698 года. Очевидно, что они связаны с первой наградой Российской империи - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр. Основа символики этого ордена - синий или лазоревый косой крест, на котором якобы был распят апостол, первым принявший учение Иисуса Христа и последовавший за ним.

В британском флаге, или, как его называют, "Юнион Джеке", который также очень понравился Петру, соединены три креста - британский Георгиевский (красный на белом поле), шотландский Андреевский (белый на синем поле) и позднее - косой красный крест Святого Патрика, чтимого в Ирландии.

Первые эскизы российского Андреевского флага, приписываемые Петру Первому, свидетельствуют о том, что царь пытался наложить на триколор косой синий крест, но такое изображение очень плохо читалось.

И тогда первый российский император пошел по пути минимализма - оставил лазоревый Андреевский крест на белом поле. Это был очень функциональный подход - сделать флаг хорошо видным, читаемым и при этом отличающимся от других.

Создание легенды

Система флагов Российского государства создавалась на протяжении примерно 20 лет. Впервые она описана в "Морском уставе воинском", который был издан в 1720 году. "Вводная глава этого устава открывается словами "Флот есть слово французское". Но дальше идет предыстория русского флота. Подразумевалось следующее: хотя и создан этот флот не так давно, но его история и традиции не менее древние и славные, чем у ведущих морских держав того времени", - поясняет Монаков.

В этой главе "Морского устава" говорится о том, что первая попытка создания в России регулярного флота была предпринята еще при царе Алексее Михайловиче - отце Петра Первого, однако намного раньше, за несколько веков до создания британского флота, русские выходили на своих судах в моря, участвовали в морских сражениях. Очевидно, что все это соотносилось с идеей старца Филофея о том, что "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать".

Основой государственной идеологии любой европейской страны того времени являлось христианство. Русь приняла его в IX веке, однако, согласно преданию об Андрее Первозванном, уже в I веке он принес его на земли восточных славян и, проповедуя учение Христа, прошел путь от места, где впоследствии возник Киев, до острова Валаам на Ладожском озере.

"В кругу сподвижников Петра был архиепископ Феофан Прокопович - один из крупнейших деятелей русского православия конца XVII - начала XVIII столетия. По некоторым данным, он является соавтором вводной главы к "Морскому уставу". Я допускаю, что именно он внушил Петру идею сделать символом Военно-морского флота России Андреевский крест", - отмечает Монаков.

История гюйса

В начале XVIII века в систему российской государственной символики вошла видоизмененная реплика британского "Юнион Джека" - это носовой корабельный флаг - гюйс.

С практической точки зрения его появление объясняется тем, что при определенном ракурсе кормовой флаг корабля, идущего под всеми парусами, не был виден. Сначала его стали дублировать таким же флагом, поднимавшимся на носовом флагштоке, а затем, очевидно, чтобы подчеркнуть особую роль кормового флага, вместо носового Андреевского стали использовать гюйс. Будучи поднятым на грот-мачте (самой высокой на парусном корабле), он выступал в качестве "кейзер-флага" - символа власти главнокомандующего флотом, а также использовался в качестве флага для морских крепостей.

Символом верховной власти стал "царский" штандарт - прямоугольное полотнище с черным орлом на желтом фоне. Его поднимали, когда на борту присутствовала царствующая особа.

До конца XVIII столетия гюйс и Андреевский флаг поднимали на всех кораблях и судах русского флота независимо от их размеров и вооружения. Позднее гюйс стал исключительной принадлежностью наиболее крупных и мощных из них - кораблей первого и второго рангов. Первоначально они несли этот флаг и на ходу, а затем его стали поднимать только во время стоянки на якоре, бочке или швартовах

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

В бою, кроме главного (кормового) флага, который на ходу корабли отечественного флота несли на гафеле (рее, которая устанавливалась в диаметральной плоскости, перпендикулярно или под углом к мачте), на свободных от других флагов и вымпелов мачтах поднимались стеньговые. Таким образом, если бы какой-то из Андреевских флагов в бою был сбит, оставался хотя бы один из них, и корабль не мог оказаться в ситуации, внешне напоминавшей сдачу.

Георгиевский флаг

В России существовала особая - почетная версия Андреевского флага, но за два столетия дореволюционной истории отечественного флота его заслужили только два корабля, команды которых в бою проявили массовый героизм и высокое воинское искусство.

Внешне он выглядел точно так же, но в центре лазоревого косого креста помещался герб Великого княжества Московского - святой Георгий, поражающий змея, на червленом (красном) поле. Этот флаг был учрежден в 1813 году и вручен Морскому Гвардейскому экипажу, воевавшему в составе Гвардейского корпуса в 1812 году и в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. По указу императора Александра Первого экипаж был награжден за победу в сражении под Кульмом.

Впоследствии император повелел поднимать Георгиевские Андреевские флаги на всех кораблях, причисленных к Гвардейскому экипажу. Первым его получил линейный корабль "Азов", отличившийся в Наваринском сражении. Примечательно, что в то время на нем служили молодой лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин, а командовал "Азовом" один из величайших русских адмиралов, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Вторым кораблем, получившим Георгиевский флаг, был знаменитый бриг "Меркурий", запечатленный на картине Ивана Айвазовского. В 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского этот 20-пушечный бриг дерзнул вступить в бой с двумя линейными турецкими кораблями, на каждом из которых было по 80 пушек.

Потом Георгиевский флаг по наследству перешел к названным в честь этих двух героических кораблей крейсерам "Память Азова" и "Память Меркурия".

Флаги расцвечивания

Во время праздника каждый корабль от носа до кормы традиционно украшен сигнальными флагами (расцвечивания). Первоначально они предназначались для связи между кораблями в бою или походе - передачи сигналов, с помощью которых флагман управлял своей эскадрой. Сначала их поднимали на флагманском корабле, а затем сигнал репетовали (повторяли) впереди идущие корабли и следующие в кильватере.

Если соединение было многочисленным, для ускорения передачи флажных сигналов назначались репетичные корабли. Они выходили из строя, шли параллельным курсом, повторяли сигналы за флагманом, и в этом случае их могли наблюдать одновременно с нескольких кораблей эскадры, что значительно сокращало время выполнения приказаний командующего

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Обычно сигналы были трехфлажными. Многовековой морской опыт говорит о том, что более трех символов человек на соседнем корабле не в состоянии воспринять быстро и однозначно. В отечественном флоте каждый сигнальный флаг имеет название и значение, совпадающее с названием и значением соответствующей буквы старославянского алфавита: "аз", "буки", "веди" и так далее.

Со временем эти яркие флаги, которые использовались по прямому назначению и в торжественных случаях (например, при высочайших смотрах), стали применяться и в качестве праздничного украшения кораблей - флагов расцвечивания. При этом строгое правило гласит, что тогда они "набираются" без всякой системы, чтобы случайно не сложилось такое их сочетание, которое могло быть истолковано как сигнал, подлежащий исполнению. Исключаются и те, которые внешне похожи на флаги других государств (такие в наборе сигнальных флагов есть).

В темное время суток флаги расцвечивания сменяются праздничной иллюминацией. Этот обычай существует с тех пор, как после заката солнца во время государственных праздников на военных кораблях стали зажигать гирлянды фонарей, подвешенные на мачтах, а между ними помещать светящиеся изображения в виде государственного герба или императорского вензеля.

Традиции живы

Все главные морские символы перешли от парусного флота к паровому практически в неизменном виде. Унаследовал он и особый воинский ритуал - подъем кормового Андреевского флага и гюйса (на тех кораблях, которым он положен по рангу). Прежде этот церемониал проводился одновременно с восходом солнца, а теперь по расписанию, в восемь утра.

Утренняя церемония подъема флага всегда была очень торжественной. В чем-то она была сродни литургии, которая на кораблях старого флота начиналась словами: "На молитву! Шапки долой!" А перед подъемом флага звучала команда: "Шапки долой! Флаг поднять!"

После революции Андреевский флаг отменили, а вот гюйс служил в почти неизменном виде еще некоторое время. Самое интересное, что внешний вид первого военно-морского флага РККФ (или Морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии СССР - прим. ТАСС), существовавший до 1935 года, перекликается с гюйсом - там есть элементы и Георгиевского креста, и Андреевского.

Примечательно также, что у советского военно-морского флага, введенного в 1935 году, основные цвета - белый и синий - те же, что и у Андреевского флага. Добавились только яркие красные элементы - звезда, серп и молот.

"Современный ритуал подъема и спуска флага на российских боевых кораблях отличается от ритуалов на флотах других стран. Это отголоски старого, императорского флота. Носить в море флаг на гафеле, а не на корме - также русская традиция", - добавляет Монаков.

Когда в 1992 году на российских кораблях вновь подняли Андреевский флаг, то это стало символом неразрывности дореволюционных и советских традиций отечественного Военно-морского флота. Сегодня статус этого флага стал еще выше - он законодательно приравнивается к боевому знамени, являясь символом героизма, доблести и чести многих поколений русских моряков.

Подготовила Анна Юдина

Крёстные братья шотландцы

Андреевский флаг, ставший символом побед русского военно-морского флота, как и многие другие новшества, появился в России во времена Петра I.

Первый в истории государственный флаг с так называемым андреевским крестом появился в Шотландии.

На косом кресте принял мученическую смерть апостол Андрей Первозванный. Согласно легенде, в 832 году король Ангус II, возглавлявший войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами, которых возглавлял Этельстан, в ночь перед сражением молился Богу о даровании победы на поле брани и дал обет, что в случае победы объявит святого апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. Утром облака над полем битвы образовали на голубом небе букву «Х», повторяющую форму креста, на котором был распят апостол Андрей. Воодушевлённые скотты и пикты разгромили противника, после чего Андрей Первозванный был провозглашён покровителем Шотландии. Флагом страны стал белый косой крест на голубом фоне.

После возникновения личной унии Англии и Шотландии в 1606 году шотландский косой крест стал частью общего флага Соединённого Королевства и присутствует в нём и по сей день.

Флот обрёл флаг в честь небесного покровителя России

Когда на рубеже XVII–XVIII веков Пётр I задумался над новой государственной символикой, косой крест оказался в числе наиболее предпочтительных символов.

Согласно преданию, апостол Андрей посещал земли будущей Руси, поэтому начиная с XI века в русских землях являлся особо почитаемым святым - небесным покровителем России.

В 1698 году Пётр I учредил первый в России орден, который являлся высшей наградой Российской империи, - орден Святого апостола Андрея Первозванного. Нет ничего удивительного, что среди проектов флагов, которые рисовал сам царь, существовал и флаг с косым крестом.

11 декабря 1699 года Пётр I утвердил флаг с синим косым крестом на белом фоне одним из флагов, принятых для использования на русском флоте. На самом деле доработка флага и статуса велась царём ещё на протяжении двух десятилетий, и лишь Корабельный устав 1720 года установил: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

«С нами Бог и Андреевский флаг!»

С этого момента и до 1917 года Андреевский флаг стал главным и единственным в Военно-морском флоте России. В 1819 году он был дополнен Георгиевским адмиральским флагом, представлявшим из себя Андреевский флаг, в центр которого был помещён красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца . Подобный флаг вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.

Изначально длина Андреевского флага достигала четырёх метров. Гигантские размеры были нужны для того, чтобы развевающееся на ветру знамя создавало ужасающий рёв - это было своеобразной психической атакой.

Почитание Андреевского флага на флоте было чрезвычайно велико. Командиры русских кораблей, вступая в бой, неизменно повторяли одну и ту же фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг».

Спустивший флаг корабль сожгли, капитану запретили жениться

Корабельный устав Петра I, предписывавший защищать Андреевский флаг до последней капли крови, соблюдался свято. За всю историю русского флота добровольно флаг был спущен лишь дважды.

11 мая 1829 года командир русского фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораблей, стремясь сохранить жизнь экипажу.

Именным указом императора Николая I было предписано опозоривший себя фрегат при попадании в руки русских сжечь. Произошло это лишь 24 года спустя, в Синопском сражении, однако воля императора была выполнена - «Рафаил», состоявший в турецком флоте, сожгли, а данное имя более никогда не использовалось для русских кораблей.

Что касается капитана Стройникова, то он по возвращении из плена был лишён всех наград и званий, а также разжалован в простые матросы. Более того, Стройникову было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Парадокс, однако, заключался в том, что у опального капитана уже было к тому времени два сына, и оба они впоследствии стали контр-адмиралами русского флота.

Второй раз флаги на русских кораблях были спущены в 1905 году, в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Небогатова, стремившегося спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам.

В августе 1905 года за этот поступок он был лишён чинов, а затем предан суду, который в декабре 1906 года приговорил контр-адмирала к смертной казни, заменённой на 10 лет заключения в крепости. Небогатов отсидел 25 месяцев, после чего был помилован.

Возвращение

Флагом ВМФ России Андреевский флаг перестал быть в 1917 году. Последние Андреевские флаги на русских кораблях были спущены в 1924 году в порту Бизерта в северной Африке, где были сосредоточены корабли эскадры Белой армии.

Самой мрачной страницей в истории Андреевского флага было использование его в качестве символики коллаборационистами из Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова, воевавшими на стороне гитлеровцев.

В январе 1992 года правительство РФ приняло решение о возвращении ВМФ России Андреевского флага вместо флага ВМФ СССР.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были
спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Единственным кораблём, где и по сей день не поднимается Андреевский флаг, является советская подводная лодка С-56, ставшая военным мемориалом. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны на С-56 проходит ежедневно церемония подъёма и спуска флага ВМФ СССР, а российская символика не используется

Загрузка...
Top