Население башкортостана. Население Башкирии: численность, национальный состав, вероисповедание Башкирия какая нация

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Краеведение»
На тему: «Национальный состав населения Республики Башкортостан»

Уфа-2009
Содержание
Введение………………………………………………………… ………………...3
Национальный состав Республики Башкортостан……………………….……..4
История формирования антропологического состава башкир ………………..6
Русские…………………………………………………………… ………………10
Татары……………………………………………………………… …………….13
Белорусы …………………………………………………………………………14
Мишари……………………………………………………………… …………..16
Тептяр……………………………………………………………… …………….16
Кряшены…………………………………………………………… …………….17
Чуваши……………………………………………………………… ……………18
Марийцы…………………………………………………………… …………….18
Мордва……………………………………………………………… ……………19
Молдаване……………………………………………………… ………………..20
Удмурты…………………………………………………………… …………….21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………..……………………………. 23

Введение
Национальный состав населения Башкортостана исторически сложился, в процессе его длительной колонизации и как результат расположения края на основных путях давних и устойчивых миграционных потоков между европейской и азиатской части страны.
Башкортостан – с древних времен регион полиэтничный. Здесь обитали финны-пермяки, угры, ирано-язычные племена, с V в.н.э. – тюрки, к которым принадлежат башкиры. С XVI в. начал формироваться современный национальный состав населения. С 30-х гг. XVIII в. в связи с хозяйственным освоением края приток населения усилился. Уже тогда в крае проживало 75 тыс. русских и 42 тыс. татар, мари, чувашей, удмуртов, мордвы, украинцев. В середине XIX в. более половины населения составляли русские (1300 тыс.), далее – башкиры (508 тыс.), татары (98 тыс.), чуваши (58 тыс.), мари (38 тыс.). В последующем в ходе социально-экономического развития многонациональная структура населения (особенно в советский период) усложнялась.
В настоящее время в республике проживают представители более ста национальностей, наиболее многочисленнее – 30, в т.ч. 10 национальностей имеют численность выше 5 тыс. человек.
Многонациональность – важнейшая особенность структуры населения республики, а также исторически обусловленная реальность и важнейшее достояние республики, огромный потенциал ее дальнейшего развития.

Национальный состав Республики Башкортостан
По данным Госкомстата Республики Башкортостан, в настоящее время на ее территории проживают граждане более чем ста национальностей. Наиболее многочисленные из них: башкиры (21,91% всего населения республики), татары (28,42%), русские (39,27%), чуваши (3,01%), марийцы (2,68%), украинцы (1,90%), мордва (0,81%), удмурты (0,60%).
Большая часть башкир расселена в южных, юго-восточных, восточных и северо-восточных районах республики (так называемое башкирское Зауралье). Наиболее однородно башкирским регионом является Бурзянский район, где башкиры составляют 95,3% населения. Значительную долю населения составляют они и в Абзелиловском (84,8%), Баймакском (79,6%), Учалинском (75,4%), Ишимбайском (69,7%) районах. В центральных и северных районах башкиры по численности несколько уступают русским и татарам, а в западных и северо-западных районах почти или вовсе не проживают: в Белебеевском районе они составляют всего 4% населения, в Кушнаренковском - 5,5%, Шаранском - 6,4%.
Основная масса татар, напротив, сосредоточена в западных и северо-западных районах, граничащих с Республикой Татарстан. Их процентное соотношение постепенно снижается при движении с запада на восток и юго-восток: 78% в Кушнаренковском районе, 75% - в Чекмагушевском и только 6,5% - в Ишимбайском, 3,1% - в Абзелиловском.
Русские расселены в республике достаточно широко и равномерно. Основная их масса проживает в городах: в Уфе (54,2% населения города), Белорецке (72%), Бирске (63,7%), Кумертау (64,7%). В сельских районах русских значительно меньше.
Чуваши достаточно компактно расселены в западных и северо- западных районах: Бижбулякском (37,5%, где они преобладают над другими этносами), Аургазинском (32,2%), Белебеевском (23,8%).
На западе республики, примерно в тех же местах, что и чуваши, расселена мордва; территория ее компактного расселения - Федоровский район (14,6% всего населения). Марийцы населяют в основном северные и отчасти северо-западные районы республики: Калтасинский - 47% населения (преобладают над другими этносами), Шаранский - 20,3%, Краснокамский - 18,3%. Здесь же находятся и районы с наиболее высокой долей удмуртского населения: Татышлинский (22,3%), Янаульский (13,9%), Калтасинский (10,1%).
Из восточно-славянских народов в республике представлены украинцы - около 75 тыс. и белорусы - более 17 тыс. человек. Украинские переселенцы - выходцы, в основном, из Киевской, Подольской, Черниговской и Полтавской губерний. Наиболее компактно они расселены а южно" и центральной зонах края. Из других народов в Башкортостане проживают: немцы (более 11 тыс.), грузины (более 8 тыс.), евреи (4,8 тыс.), казахи (3,5 тыс.), азербайджанцы (2,4 тыс.), узбеки (2,3 тыс.), армяне (2,3 тыс.), латыши (около 2 тыс.), греки (1083 чел.), молдоване (945 чел.), поляки (757 чел.), таджики (735 чел.), цыгане (650 чел.), болгары (509 чел.).
В составе населения республики представлены также эстонцы, туркмены, литовцы, киргизы, осетины, корейцы, коми, лезгины, аварцы, даргинцы, финны, коми-пермяки, карелы, буряты, ингуши, кумыки, венгры, калмыки, гагаузы - 43 национальности с численностью до 51 человека. Из других народов по итогам всероссийской переписи 2002 года в Башкортостане проживает украинцы - 55 тысяч 249 человек, белорусы - 17 тысяч 117 человек, армяне - 8 тысяч 784 человека, немцы - 8 тысяч 250 человек, узбеки - 5 тысяч 145 человек, азербайджанцы - 5 тысяч 26 человек, казахи - 4 тысячи 92 человека, таджики - 2939 человек, евреи - 2367 человек, латыши - 1508 человек, грузины - 1341, вьетнамцы - 1204 человека, чеченцы - 1195, греки - 1038, корейцы - 722 человека, туркмены - 701 человек, цыгане - 684, поляки - 660 человек и езиды - 577 человек. Единичных представителей других национальных групп в общей сложности оказалось 5 тысяч 792 человека. И 4 тысячи 366 человек не стали указывать в переписных анкетах свою национальную принадлежность.
История формирования антропологического состава башкир
Коренная национальность края - башкиры . Башкиры под современным названием (башкорт, башгырд, башгирд и т.д.) стали известны с IX в. Большинство исследователей (языковеды, историки, этнографы) расчленяют слово на две части: баш+корт/ курт/кырд. Начальную часть слова этимологизируют в значении "голова", "головной", "главный", а в объяснении смысла второй половины названия мнения расходятся. Одни истолковывают это как "пчела", "червь" (корт), другие - "круг людей", "племя" (кор), третьи выводят из глагола "брить (голову)" (кыр+ыу) и т.д. Преобладает точка зрения, согласно которой этноним восходит к понятию "главный" (баш) + "волк" (курд/ гурд из тюркско-огузских языков), "волк-вожак". При этом исследователи исходят из того факта, что древние башкиры, как и ряд других тюркских народов (например, туркмены, древние тюрки), поклонялись волку как одному из главных тотемов - родоплеменных божеств.
Общая численность их в СССР, по переписи населения 1989 г., составляла 1 млн. 449,1 тыс. чел., из них 1 млн. 345,3 тыс. на территории России. Основная часть башкир (863,8 тыс, или 59,6%) сосредоточена на своей этнической территории. За пределами республики они обитают в Челябинской (161,2 тыс.), Оренбургской (5З,8 тыс.), Пермской (52,3 тыс.), Свердловской (41,5 тыс.), Курганской (17,5 тыс.), Тюменской (41,1 тыс.) областях, Казахстане (41,3 тыс.), Узбекистане (34,8 тыс.), Татарстане (19,1 тыс.) и др. Общая численность башкир в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше 1 млн. 221 тысяч человек.
В Башкортостане проживает около 4 млн. человек, которые по национальной языковой классификации относятся: к алтайской (башкиры, татары, чуваши, казахи), индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, молдаване,армяне, латыши) и уральской (марийцы, мордва, удмурты) языковым семьям. Сложную картину представляет структура верований этих народов. Наибольшую распространенность среди верующего населения имеют две мировые религии - ислам (суннитского толка) и христианство (православие). Приверженцами ислама являются тюркоязычные башкиры, большинство татар, казахи, небольшая часть чувашей. Православие исповедует подавляющая часть верующих русских, украинцев, белорусов; оно распространено среди верующих чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, части татар. У финноугорских народов и чувашей бытуют также самобытные формы дохристианских религиозных воззрении: посещая церковь и почитая Христа, они поклоняются своим многочисленным богам и духам. Разных направлений верований придерживаются также русские (православие, старообрядцы), украинцы и белорусы (православные, католики), тюркоязычные татары (мусульмане - сунниты, кряшены) и чуваши (двоеверцы, соблюдающие в христианстве языческие обряды, мусульмане).
В Приуралье древнебашкирские племена появились, судя по письменным источникам, в IX в. Об этом свидетельствуют сообщения Ибн-Русте, ал-Балхи, относящиеся к IX-XI вв. О "народе из тюрок, называемом башгорд", обитавшем в X веке в Волго-Уральском междуречье, сообщал арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан. В Приуралье башкиры пришли сложившейся древней народностью с самобытной культурой, языком. На новой территории они вступали во взаимосвязи с аборигенным финно-угорским и сармато-аланским населением и, как более многочисленная народность, значительную часть их ассимилировали.
Определенное воздействие на национальный облик башкир оказали угро-финские народы. С конца XVII и особенно в XVIII вв. в связи со строительством городов-крепостей и городов-заводов на башкирских землях появляется русское население: Уральское казачье войско, работные люди, вольные переселенцы-крестьяне - оказавшие значительное воздействие на хозяйство и материальную культуру местных жителей.
В X -начале XIII вв. , в основном, западная часть башкир была в политической зависимости от Волжской Булгарии. К этому же времени относится начало проникновения в их среду ислама, распространяемого миссионерами из Средней Азии и Булгарии. В 1236 г. Башкирия была покорена монголами и вошла в состав раннефеодального государства - Золотая Орда. В конце XIII - начале XIV вв. она распалась, и на ее развалинах образовался ряд феодальных ханств. Башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами, хотя политическое влияние последних не было решающим.
Для Башкирии XV - первой половины XVI вв. главным политическим фактором было ногайское господство. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две орды: Большую и Малую. Башкирия осталась под властью Большой Ногайской орды. В середине XVI в. князь Исмаил признал себя вассалом Русского государства, что дало возможность башкирам окончательно освободиться от ига ногайских мурз и князей, казанских и сибирских ханов и войти в состав Русского государства.
Присоединение Башкирии к Русскому государству продолжалось с 1553-1554 гг. до 1557 г. Первыми в его состав вошли западные и северо-западные башкиры, земли которых впоследствии назывались Казанской дорогой. Затем русское подданство приняло население центральной, южной и юго-восточной части края. Впоследствии эта область называлась Ногайской дорогой. Под властью Сибирского ханства оставались северо-восточные и зауральские башкиры. Окончательно подданными России они стали лишь после полного разгрома царства Кучума.
Принимая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от набегов и грабежей соседних племен и народов, гарантировало их земельные права. Башкиры же обязались платить ясак, нести военную службу (за свой счет), участвовать в боевых походах, охранять юго-восточные границы России от набегов кочевников. На первых порах русские власти не вмешивались во внутреннее управление, не подвергали преследованию верования, обычаи и обряды башкир. Напротив, Иван Грозный завоевал среди коренного населения доселе невиданную популярность, как "добрый" и "милостивый" царь. Жалованные грамоты башкирам он давал потому, что в условиях жестокой борьбы с Казанским и Астраханским ханствами так диктовали интересы государства.
В конце XVIII - первой половине XIX вв. основная территория, населенная башкирами, входила в состав Оренбургской губернии. В 1798 г. в Башкирии была введена кантонная система управления, которая с небольшими изменениями просуществовала до 1865 г. Из башкирского и мишарского населения было сформировано иррегулярное войско, основной обязанностью которого была охрана Оренбургской пограничной линии. В 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую. В состав последней вошли Белебеевский, Бирский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Златоустовский уезды. Административно- территориальное деление, предпринятое в 1865 г. , сохранялось неизменным до 1919 г.
Несколько дней спустя после социалистической революции- 15 ноября 1917 г. территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, населенные башкирами, были провозглашены Башкирским областным советом (шуро) автономной частью Российской республики. Было образовано "правительство автономного Башкортостана". Однако последующие события не позволили реализовать намеченное. В марте 1919 г. было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии", которым закреплялось образование Башкирской АССР.
Башкирская республика образовалась в пределах Малой Башкирии как федеративная часть РСФСР. Было создано 13 кантонов. Центром ее было село Темясово, с августа 1919 г. правительственные учреждения находились в г. Стерлитамаке. В составе Уфимской губернии в 1919 г. были уезды: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензелинский, часть Златоустовского и Стерлитамакского уездов. На основании декрета ВЦИК от 14 июня 1922 г. Уфимская губерния была упразднена и ее уезды включены в состав Башкирской республики со столицей в г. Уфе. Современные границы установились в 1926 г. В октябре 1990 г. Верховный Совет Башкортостана провозгласил Декларацию о государственном суверенитете республики.
Сегодня Башкортостан является многонациональной республикой. И коренная национальность башкиры составляют 21,91% всего населения республики.
Русские
Другой многочисленный народ республики - русские . Язык их входит в восточнославянскую группу индоевропейских языков. По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами. В их формировании участвовали и некоторые неславянские народы, которые издавна обитали на нынешней территории европейской части России.

В XVI-XVII вв. русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь, в XVIII- XIX вв. - расселяться в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Перепись населения 1989 г. учла в республике более 1 млн. 548 тыс. русских, составляющих 39,3% населения Башкортостана. Русское население расселено по территории Башкортостана повсеместно, но неравномерно. Более всего оно сосредоточено в южной, северо-восточной и центральной зонах. В западной, северо-западной и уральской- доля его в структуре населения сравнительно невысока. Абсолютное большинство русских (83,02%) проживает в городской местности. В сельской - они составляют менее 17%.
Заселение Башкирии русскими началось главным образом с XVII в. , хотя первые русские люди появились в крае уже в XVI в., после присоединения его к Русскому государству. В 1574 г. царь Иоанн Васильевич Грозный "для защиты их (башкир) от набегов соседственных хищных народов построил внутри Башкирии крепость на берегу р. Белой и поместил в ней охранительную стражу". Стрельцы, заложившие крепость-город Уфу, и были первыми русскими людьми на башкирской земле. По распоряжению царского правительства начали появляться и другие укрепленные поселения: в 1645 году - Мензелинск, в 1663 г. - Бирск. Примерно в это же время была построена Закамская линия укреплений. Начинается планомерное заселение русскими обширных районов вновь присоединенного края. Переселение русских в край шло в результате не только правительственной колонизации, но и за счет беглого крепостного и тяглового населения. Северо-западная Башкирия заселялась дворцовыми крестьянами Казанского уезда и Кунгурского края. К середине XVII в. здесь возникли села Челны, Латкинское ("Масленный мыс тож") и Большие Шилны, деревни Орловка, Нижние Куваты, Мазино и др.
Рыбная ловля по рекам Кама, Ик, Мензеля, Белая (нижнее течение) и прилегавшие к ним земельные угодья отдавались "на оброк из казны" Савво-Сторожсвскому (с 1654 г. ), Богородскому и Костромскому, Богоявленскому (с 1657 г. ) монастырям. На пожалованных монастырям землях (в 1651 г. башкирские угодья были пожалованы уфимскому Успенскому мужскому монастырю; на вотчинных землях башкир выросли Далматов и Рафаилов монастыри) образовались Монастырские Дуванен и Вознесенское ("Чесноковка тож"), деревня Елтемир (на реке Челны) и др., которые, безусловно, были местами сосредоточения русского населения. Восточная (Зауральская) Башкирия заселялась крестьянами из Кунгурского края и Западной Сибири.
В конце XVII в. в основанных русскими Катайском и Колчеданском острогах, Арамильской, Окуневской, Белоярской, Чюмляцкой, Камышловской, Новопесчанской и Багаряцкой слободах насчитывалось более 1,4 тыс. дворов с населением в 4,6 тыс. душ мужского пола. Переселенцы причислялись к одному из разрядов крестьян: оброчных, дворцовых, монастырских, черносошных (государственных). Юг Башкирии с конца XVII в. начал заселяться выходцами из яицких казаков. Несколько позже на юго-восточной, юго-западной границах появилось несколько десятков крепостей и городов, населенных военно-служилым людом и составивших Оренбургскую укрепленную линию. Тогда же образовалось Оренбургское казачье войско, численность которого к концу XVIII в. достигла более 21 тыс. душ мужского пола.
Приток русского населения особенно возрастает с XVIII в. в связи со строительством заводов: Воскресенского (1736 г. ), Преображенского (1750 г. ), Кананикольского (1751 г. ), Богоявленского (1752 г. ), Архангельского (1753 г. ), Верхне-Авзянопетровского (1755 г. ), Благовещенского, Нижне-Авзянопетровского (1756 г. ), Нижне-Троицкого (1760г. ), Белорецкого (1762 г. ), Узянского (1777г. ) и др. Только за 1747-1795 гг. , между второй и пятой ревизиями, из Воронежской, Казанской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Пермской губерний переселилось более 94 тыс. мужского пола крестьян, в том числе 30 тыс. русских, 20 тыс. - татар, 19 тыс. - мордвы, 18,5 тыс. - чувашей и более 7 тыс. душ мужского пола - "крещеные иноверцы".
В прошлом столетии переселение в Башкирию усилилось. Только за первую его половину население Оренбургского края увеличилось в 2,5 раза. В 1824 г. казенным крестьянам малоземельных губерний было разрешено переселяться в Оренбургский край и за 1824-1827 гг. этим правом воспользовались около 12 тыс. человек.
К началу столетия русские стали самым многочисленным народом в Башкирии. В 1912-1913 гг. только в сельской местности Уфимской губернии проживало 876,5 тыс. русских крестьян. Накануне Великой Отечественной войны численность русских достигла 1281 тыс. Численность русских в республике не сокращается: в 1970 г. - 1546,3 тыс., 1979 г. - 1547,9 тыс. и в 1989 г. - 1548,3 тыс. Общая численность русских в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше миллиона 490 тысяч человек.
Русские преобладают в старых городах - Уфе, Бирске, Белебее, Стерлитамаке. В относительно новых городах их доля значительно ниже (Баймак, Учалы, Сибай и др.).
Татары
В Башкортостане проживает 1120,7 тыс. татар . Так же как и русские, татары - не коренное население. Они формировались в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Переселение их на восток, в том числе на территорию современного Башкортостана, началось со второй половины XVI века .
О происхождении татар бытуют, в основном, две теории. Согласно первой, известной как булгарская (Н. Карамзин, И. Березин, В. Григорьев, К. Насыри, Н. Чернышевский и др.), предки поволжских (казанских) татар произошли от булгар.
Вторая версия, возникшая почти одновременно с первой, увязывает происхождение поволжских (казанских) татар с татарами Золотой Орды и через них и с татаро-монголами XIII в. С. М. Соловьев, Г. И. Перетяткович, А. Н. Ашмарин, М. Н. Покровский и другие считали, что казанские татары являются прямыми потомками золотоордынскпх татар-завоевателей, которые разрушили Волжскую Булгарию. Золотоордынская гипотеза происхождения татар имеет своих сторонников среди ученых различных направлений.
Татары, в основном, имеют темный и светлый европеоидный облик. Темный европеоидный (понтийский) тип представлен в 40% казанских татар, 60%-мишарей и до 15% крещеных татар. Светлый европеоидный тип характерен для 20% поволжских татар, 20% .мишарей и 44% кряшен. Кроме того, можно выделить также сублапоиоидный или уральский (волго-камский) тип и монголоидный (южно-сибирский) тип, характерный для татар Золотой Орды, сохранившийся у ряда тюркоязычных народов (в том числе у части башкир юго-востока края). По степени выраженности европеоидных и монголоидных признаков татары Поволжья и Приуралья находятся между узбеками и гагаузами.
Общая численность татар в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше 990 тысяч человек, причем во время переписи 2002 года впервые после 1926 года были получены данные о численности лиц, назвавших себя кряшенами, которая в Башкортостане составила 4,5 тысячи человек.

Белорусы
Белорусы (самоназвание) - часть восточнославянского населения Приморского края. Более всего белорусов переселилось в Приморье в 1900-1906 гг., т.е. перед началом столыпинской реформы (10,5 % всех переселенцев этого периода). В целом, в дореволюционный период они составляли 6,8 % от общего числа крестьян-переселенцев. Основная часть белорусов переселилась в край в конце ХIХ - начале ХХ вв. В основном это были выходцы из Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний. Они расселились компактными группами в предгорьях Сихотэ-Алиня и других таежных районах края, то есть в привычные для них лесных районах: в селах Вознесенке Вознесенской волости; Николаевке Ивановской волости; и др. волостях.
Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения Белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории Белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о самостоятельном пути формирования Белорусов из племенных образований.). В 13-14 веках в эпоху политической раздробленности западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование Белорусов. Специфические черты Белорусов складывались на основе региональных особенностей древне-русской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского населения, его большая численность и компактное расселение. Большую роль играл языковый фактор. Западный диалект древнерусского языка - древнебелорусский - в Великом княжестве Литовском выполнял функции государственного языка, в 16 веке на нём появилось книгопечатание.
Белорусская этническая общность складывалась в 14-16 веках. Название Белорусы, белорусцы восходит к топониму Белая Русь, который в 14-16 веках применялся по отношению к Витебщине и северо-востоку Могилевщины, а в 19 - начале 20 века охватывал уже почти всю этническую территорию Белорусов. В 14-16 веках западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщина (исключая Брестчину) называлась Чёрной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина - Полесьем. Форма современного названия - Белорусы - возникла в 17 веке. В это же время появилось название для белорусско-украинского населения - полешуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины, руськие. Как самоназвание этноним Белорусы получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР (1919).
Формирование белорусской этнической общности происходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России, к которой белорусские земли отошли в результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795). К концу 17 века древне-белорусский язык был вытеснен из общественной жизни польским. Публикации на литературном белорусском языке, создававшемся на основе живой разговорной речи, появились лишь в 19 - начале 20 века. Сам факт существования Белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под сомнение, Белорусов пытались представить частью русских или поляков. В результате конфессиональной разобщённости, политики церкви и государства самосознание Белорусов часто подменялось представлением о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя "католиками" или "православными", а зачастую "тутейшими", т.е. местными. В конце 19 века усиливается процесс формирования национального самосознания Белорусов. Общая численность белорусов в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет свыше 17 тысяч 117 человек.

Мишари
Другая этнографическая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья - мишари . Достоверных сведений о начале переселения мишар в Башкирию нет, однако многие ученые единодушны в том, что они "первые и древнейшие из переселенцев". Мишари Башкирии - в большей части выходцы из центральных губерний России (Симбирской, Нижегородской, Казанской, Пензенской). Причем миграция их на башкирские земли шла очень интенсивно. В 1738 г. , по данным В. М. Черемшанского, в Оренбургском крае считалось 1530 мещерякских дворов. В Уфимской губернии в 1879 г. мишарей было больше, чем татар, соответственно 138,9 тыс. и 107,3 тыс. Перепись населения, проводившаяся в 1926 г. , была последней, при которой мишари учитывались отдельно от татар. Тогда их насчитывалось 136 тыс. человек. Следующая довоенная перепись 1939 г. и перепись 2002 года учла их в составе татар.

Тептяр
Из разноязычного и разноплеменного пришлого населения - татар, мишарей, марийцев, чувашей, мордвы и отчасти башкир образовалась этнографическая группа - тептяри
и т.д.................

В Башкортостане в мире и дружбе живут люди самых разных национальностей. Дружба, уважение к культуре и обычаям каждой национальности стали нормами жизни в нашей республике. Сохранить такое отношение между людьми – это наш долг перед предками.

Башкиры – коренной народ Республики Башкортостан. По его имени образовано название республики. К сожалению, в годы существования СССР уделялось недостачно внимания сохранению культуры и национальной самобытности народов России. Пережитки этого сохранилось до сих пор. Нередко можно услышать от самых видных политиков фразу: «Мы русские», вместо – «Мы россияне». Такие люди забывают о всех других национальностях, проживающих в России, что, разумеется, недопустимо. Поэтому во второй половине 1980-х годов началось движение народов России за национальное возрождение. Не остались в стороне и башкиры. Одной из форм сохранения культуры башкирского народа, а также (обратите на это внимание) всех других национальностей, проживающих на территории республики стало проведение курултаев.

Первый всемирный курултай (конгресс) башкир прошёл 1-4 июня 1995 года в городе Уфе и районах республики. Второй Все­мирный курултай прошёл 10-11 июня 2002 года. Обращаясь к народам Республики Башкортостан делегаты Второго Всемирного курултая, сказали следующее:

Мы призываем все народы Республики Башкортостан и дальше укреплять межнациональное доверие и согласие, не допуская противоречий и конфликтов во взаимоотношениях, избегая действий, способных обострить межнациональные отношения.

Мы верим в будущее родного Башкортостана – общего дома для всех народов республики!

Население Башкортостана. О численности башкир в конце XVIII – середине XIX века существуют различные мнения. По подсчётам дореволюционного ученого В. Э. Дена, башкир на рубеже XVIII – XIX веков было всего 185 тысяч душ обоего пола. Ф. А. Фиельструп считал, что общая численность башкир в 1796 году составляла около 235 тыс. человек. Численность башкир в 1800 году округляется у У. X. Рахматуллина в 184 – 186 тысяч и у Б. X. Юлдашбаева – около160 тыс. Р. Г. Кузеев называет цифру 250 -275 тысяч человек, дополнительно учитывая 30 – 40 тысяч сартов и аюкинских калмыков, которые к началу XIX века в основном уже растворились в башкирской этнической среде.

Первая половина XIX века характеризуется дальнейшей коло­низацией Башкортостана, что наряду с естественным приростом привело к повышению плотности населения. Так, в 1811 году Оренбургскую губернию населяло около 788 тыс. человек. В 1822 г. численность мужского населения Оренбургской губернии достигла 552227 человек. Кроме башкир в губернии было: русских крестьян – 206997 человек, ясачных татар, тептярей и мишарей -124675, купцов, мещан, заводских крестьян и прочих, не занимающихся хлебопашеством – 50352, отставных солдат, казаков и их детей – 33068, казаков Уральского войска -15274 человек.

В 1989 г. общая численность равнялась 3943313 человек, в том числе русские – 1548291 человек или 39,3%. Учитывая военные годы, приток и отток населения, общий демографический рост всего, в том числе русского населения следует признать нормаль­ным.

Динамика численности башкир и татар требует тщательного анализа, особенно – заметное уменьшение числа башкир и, соответственно, увеличение числа татар по данным переписи 1989 года. Где же корни этого демографического явления? Для этого следует обратиться к истории.

Создание и активное функционирование башкирского литературного языка на базе южного и восточного диалектов без учета северо-западного диалекта практически положило начало дифференциации башкирского этноса, отстранило северо-западных башкир от общего направления культурно-языкового развития.

В 1970 – 1980 годах была предпринята попытка в башкирских деревнях северо-западного Башкортостана ввести школьное преподавание на башкирском литературном языке и таким путем, начиная с юного поколения, возродить среди перешедших на татарский язык башкир башкирский язык в современной литературной форме. Преподавание в школах на башкирском языке без учета особенностей северо-западного диалекта встретило недовольство и было приостановлено.

Результаты неправильной национальной политики в Башкортостане в отношении северо-западных башкир получили чёткое отражение в статистике. По переписи 1926 года в Башкортостане из 625,8 тысяч башкир 280 тыс. (44,7%) назвали родным языком татарский, в 1939 г., соответственно, из 671 тысяч башкир – 306 тыс. (45,6%), в 1959 г. из 737711 человек – 309 тыс. (41,8%), в1979 г. из 935,9 тыс. башкир – ЗЗЗтыс. (более 28%), в 1989 г. из 863,8 тыс. человек – 216 тыс. (около25%).

Цифры об общей численности башкир 1979 г. и 1989 г. особенно показательны для обрисованной политики. Численность башкир без учета естественного прироста за 10 лет уменьшилась на 72,1 тыс. человек, тогда как по стране в целом возросла на 78 тысяч человек или на 5,7%.

Перепись 1926 года показывает, что в Башкортостане было 135960 (4,3%) мишарей и 23290 (0,9%) тептярей. Соответствуют эти цифры исторической действительности или нет, это неважно. Важно, что эти народы в переписи указали свою этническую принадлежность. В переписи населения 1939 г. и последующих переписях мишарей и тептярей причислили к татарам. Это было грубейшим нарушением прав народов на самоопределение. Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа. Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финно-угорским племенем «мещера», жившим в бассейне Средней Оки и впоследствии тюркизированным.

Тептяри возникли как сословие в конце XVII века. Термин «тептяр», по мнению А. 3. Асфандиярова, происходит от башкирского слова «тибеу» - выгнанный из общины. По архивным источникам, в XVIII веке большинство тептярей были башкирами. Потом в их ряды постепенно вливались марийцы, татары, мишари и другие. В начале XX в. тептяри находились в стадии перехода от сословия к этносу. Процесс формирования тептярей как этноса не завершился и был приостановлен бурными событиями 1917 года.

В последние десятилетия отмечается уменьшение численности народов Башкортостана. Так, с 1970 по 1989 гг. число чувашей сократилось на 8129, марийцев – на 3870 человек, мордвы – 8822, удмуртов - 4322, украинцев – 2015, белорусов – 947, немцев -1081 и евреев – 1757 человек. Причинами этого являются отток населения на историческую родину (особенно евреев в Израиль, немцев в Германию и т. д.), в новые промышленные районы, ассимиляция более крупными народами (например, при смешанных браках обычно дети пишутся русскими) и сокращение естественного прироста.

(Рим Янгузин.)

Про Уфу и Челябинск.

Привет Уфа, всегда любимый город! Теперь мы всей семьёй переехали в Челябу! Тут очень много земляков работает или живет с Уфы, особенно молодёжи, так что про родину не забываем, хорошее представительство Башкортостана работает. Всегда с радостью домой в гости приезжаем, но, честно, город Уфа сильно сдал после саммитов, упадок виден во всем, особенно виден в сравнении со столицей нашего Южного Урала, разница колоссальная между городами. К нам в гости с Уфы каждый месяц приезжают, тоже все в восторге. Сколько живёшь в Уфе, думаешь, лучше нету мест на земле, а тут за "камнем" город огромный и все для людей. Наверное, поэтому из Башкирии в 2016 году почти 9 тыс. людей выехало, а в Челябинскую область заехало 2 тыс.... конечно, Челябинск - столица во всем на Урале. Экология как в Уфе и Ебурге, но в черте города только 11 озёр, крупнейший в стране бор в центре города. Столица спорта: 10 ледовых дворцов, 4 бассейна (50-метровых), ещё строится 3 дворца и 2 бассейна. В Уфе - 3 дворца и 1 бассейн. Зоопарк - супер, строят дельфинарий, обещают океанариум, начинают строить 3 спортивные зоны, каждая в себя вмещает спортивных объектов объема в 3-4 Уфы-Арены, для примера. Названия: Федеральный центр современного пятиборья у Рифея конного центра и РМК-Арены у Миасса по 5 млрд. руб. каждая, третий - не помню название. Крупнейшая детская ж/д в стране, крупнейшее круглогодичное чертово колесо в стране, крупнейший вуз ЮРГУ: 57 тыс. студентов. Лучший в стране ж/д вокзал, пешеходная Кировка-красавица, 5 хоккейных и 5 Футбольных детских школ + 92 детские спортивные школы. Дороги и уборка снега зимой - ну, с нашей Уфой не сравнить даже, но Уфе лет 15 надо не разгибаясь работать, а Челябе - стоять ждать, чтоб города встретились. Цены на все, повторяю, в среднем на все ниже на 30%, жена в восторге от магазинов и ценников на одно и тоже, это насколько надо быть богаче в Уфе, чтоб позволить жить себе, как Челябинцам. А средняя з.п. в Уфе 27 т., в Челябе - 32. Квартиры тут - 35-40, у нас в Уфе, в среднем, такие же не бюджетные - 55-60 т. р.... Город можно проехать за 30 минут, вдоль и поперек, два раза в месяц попадал в страшные пробки, стоял 2 минуты, здесь не знают это слово. Школьное образование - 8 школ в топ-100 российских входят, медицинских центров упакованных - ну, наша Республиканка позавидует каждому. В моих 6 уфимских магазинах после саммитов выручка раза в два упала, все буду закрывать, тут и в Ебурге растёт. На всю Уфу осталось не более 50 крупных и средних предприятий, в Челябе их 600 и ежемесячно новые открываются, работы море, хотя з.п., конечно, не тюменские, но можно найти спецу. Мы за 10 лет, по-большому, открыли один Кроношпан и все... Активность в Челябе, особенно в последние полгода зашкаливает, ежедневно какие-то конференции, конкурсы, здесь не любят болтать, как у нас, а больше делом занимаются, люди добродушные, не Ебуржане, те крутые - так просто не подойдёшь, здесь все проще. Ежедневно Губер анонсирует какие-то масштабные стройки, все готовятся к таким же саммитам в 2020 году, как у нас прошли, только построят тут раза в 3 больше, чем у нас. 24 гостиницы, новый аэропорт на 10 млрд., 50-этажный конгресс-холл, выставочный центр, 4 км. новых набережных видел проекты, это Европа!!! Начинают строить Высокоскоростную магистраль между столицами Урала, завяжут два аэропорта, из одного города в другой за 1 час, стоимость проекта около 200 млрд. И эта дорога дальше пойдёт на Пекин. Элита вся живет в коттеджных посёлках, их более 40, каждый имеет или ледовый дворец, или теннисный корт, или свой пруд, карьер с рыбой, с самого дальнего ехать до центральной площади Революций 25 мин!!! Доступность до всего - фантастика, ну, круче в стране нет города по этому показателю. В Уфе все а-ля Жуково или Карпово, а Акбердино - серенькая птичка. В марте в Челябу Хамитов приезжает, должны встретиться. Просто много для Башкирии делаю, попытаюсь ему донести, насколько мы отстали и необходимость взять опыт у Челябинска и стать второй Казанью, ведь все для этого у нашей Уфы есть. Всем удачи, а Уфе - процветания!!!


В Башкортостане проживает около 4 млн. человек, которые по национальной языковой классификации относятся: к алтайской (башкиры, татары, чуваши, казахи), индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, молдаване,армяне, латыши) и уральской (марийцы, мордва, удмурты) языковым семьям. Сложную картину представляет структура верований этих народов. Наибольшую распространенность среди верующего населения имеют две мировые религии - ислам (суннитского толка) и христианство (православие). Приверженцами ислама являются тюркоязычные башкиры, большинство татар, казахи, небольшая часть чувашей. Православие исповедует подавляющая часть верующих русских, украинцев, белорусов; оно распространено среди верующих чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, части татар. У финноугорских народов и чувашей бытуют также самобытные формы дохристианских религиозных воззрении: посещая церковь и почитая Христа, они поклоняются своим многочисленным богам и духам. Разных направлений верований придерживаются также русские (православие, старообрядцы), украинцы и белорусы (православные, католики), тюркоязычные татары (мусульмане - сунниты, кряшены) и чуваши (двоеверцы, соблюдающие в христианстве языческие обряды, мусульмане).

В Приуралье древнебашкирские племена появились, судя по письменным источникам, в IX в. Об этом свидетельствуют сообщения Ибн-Русте, ал-Балхи, относящиеся к IX-XI вв. О "народе из тюрок, называемом башгорд", обитавшем в X веке в Волго-Уральском междуречье, сообщал арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан. В Приуралье башкиры пришли сложившейся древней народностью с самобытной культурой, языком. На новой территории они вступали во взаимосвязи с аборигенным финно-угорским и сармато-аланским населением и, как более многочисленная народность, значительную часть их ассимилировали.

Определенное воздействие на национальный облик башкир оказали угро-финские народы. С конца XVII и особенно в XVIII вв. в связи со строительством городов-крепостей и городов-заводов на башкирских землях появляется русское население: Уральское казачье войско, работные люди, вольные переселенцы-крестьяне - оказавшие значительное воздействие на хозяйство и материальную культуру местных жителей.

В X -начале XIII вв. , в основном, западная часть башкир была в политической зависимости от Волжской Булгарии. К этому же времени относится начало проникновения в их среду ислама, распространяемого миссионерами из Средней Азии и Булгарии. В 1236 г. Башкирия была покорена монголами и вошла в состав раннефеодального государства - Золотая Орда. В конце XIII - начале XIV вв. она распалась, и на ее развалинах образовался ряд феодальных ханств. Башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами, хотя политическое влияние последних не было решающим.

Для Башкирии XV - первой половины XVI вв. главным политическим фактором было ногайское господство. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две орды: Большую и Малую. Башкирия осталась под властью Большой Ногайской орды. В середине XVI в. князь Исмаил признал себя вассалом Русского государства, что дало возможность башкирам окончательно освободиться от ига ногайских мурз и князей, казанских и сибирских ханов и войти в состав Русского государства.

Присоединение Башкирии к Русскому государству продолжалось с 1553-1554 гг. до 1557 г. Первыми в его состав вошли западные и северо-западные башкиры, земли которых впоследствии назывались Казанской дорогой. Затем русское подданство приняло население центральной, южной и юго-восточной части края. Впоследствии эта область называлась Ногайской дорогой. Под властью Сибирского ханства оставались северо-восточные и зауральские башкиры. Окончательно подданными России они стали лишь после полного разгрома царства Кучума.

Принимая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от набегов и грабежей соседних племен и народов, гарантировало их земельные права. Башкиры же обязались платить ясак, нести военную службу (за свой счет), участвовать в боевых походах, охранять юго-восточные границы России от набегов кочевников. На первых порах русские власти не вмешивались во внутреннее управление, не подвергали преследованию верования, обычаи и обряды башкир. Напротив, Иван Грозный завоевал среди коренного населения доселе невиданную популярность, как "добрый" и "милостивый" царь. Жалованные грамоты башкирам он давал потому, что в условиях жестокой борьбы с Казанским и Астраханским ханствами так диктовали интересы государства.

В конце XVIII - первой половине XIX вв. основная территория, населенная башкирами, входила в состав Оренбургской губернии. В 1798 г. в Башкирии была введена кантонная система управления, которая с небольшими изменениями просуществовала до 1865 г. Из башкирского и мишарского населения было сформировано иррегулярное войско, основной обязанностью которого была охрана Оренбургской пограничной линии. В 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую. В состав последней вошли Белебеевский, Бирский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Златоустовский уезды. Административно-территориальное деление, предпринятое в 1865 г. , сохранялось неизменным до 1919 г.

Несколько дней спустя после социалистической революции- 15 ноября 1917 г. территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, населенные башкирами, были провозглашены Башкирским областным советом (шуро) автономной частью Российской республики. Было образовано "правительство автономного Башкортостана". Однако последующие события не позволили реализовать намеченное. В марте 1919 г. было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии", которым закреплялось образование Башкирской АССР.

Башкирская республика образовалась в пределах Малой Башкирии как федеративная часть РСФСР. Было создано 13 кантонов. Центром ее было село Темясово, с августа 1919 г. правительственные учреждения находились в г. Стерлитамаке. В составе Уфимской губернии в 1919 г. были уезды: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензелинский, часть Златоустовского и Стерлитамакского уездов. На основании декрета ВЦИК от 14 июня 1922 г. Уфимская губерния была упразднена и ее уезды включены в состав Башкирской республики со столицей в г. Уфе. Современные границы установились в 1926 г.
В октябре 1990 г. Верховный Совет Башкортостана провозгласил Декларацию о государственном суверенитете республики.

Пользуясь термином "коренная национальность", "коренное население", авторы придерживаются определения, принятого Организацией Объединенных Наций и включающего четыре основных элемента: предсуществование (т. е. рассматриваемые жители являются потомкам людей, населявших какую-либо область до прибытия другого поселения); недоминирующее положение; культурные отличия и сознание принадлежности к коренному населению. Небашкирское население Башкирии, как это будет показано дальше,-переселенцы в башкирский край после его присоединения к Русскому государству.

Загрузка...
Top