Село Винновка. Свято-Богородичный Казанский монастырь. Путешествие в винновку, самарская область Свято богородичный монастырь казанской иконы божьей матери в винновке

Цель этого путешествие из Самары – Винновка. Речная прогулка на Омике и его штурм; романтичные волжские виды; село Винновка и его панорамы с Лысой горы; Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь или сказочный замок; музей монастыря и картонный город за Волгой – всё это в нашем путешествии в Винновку.

Карта расположения Винновки подсказывает два варианта пути.
I вариант: на машине из Самары в Винновку через Тольятти, Александровку и Сосновый Солонец. Протяжённость около 130 километров и продолжительностью чуть более двух часов.
II вариант: на речном транспорте по Волге c Речного вокзала Самары. Пристань в Винновке находиться бок о бок с монастырём. Расстояние 30 километров, время в пути около двух часов.

Винновка, карта

Второй вариант путешествия настраивал на романтичное созерцание волжских берегов и медитацию на фоне шума волжских волн. Все эти мысли были разбиты в самом начале путешествия, на речном вокзале Самары.
Как вы догадались, был выбран второй вариант по причинам описанным выше. Это путешествие я планировал ещё весной, но по причине крайне неудобного расписания Омика отложил его на осень. Расписание на весну и лето было таковым, что одним днём не обойдёшься. Движение речного транспорта было только по выходным дням. 8-15 – отправление с речного вокзала, в 10-30 прибытие не в Винновку (Винновку мы будем проплывать), а пристань Осиновки (село, расположенное в трёх километрах от Винновки). Обратно этот же Омик отправляется в 13-00. То есть, время на то, чтобы попасть в Винновку и монастырь, пройдя пешком около шести километров, даётся всего два с половиной часа. Что же изменилось в расписании осенью? Омик в том же направлении также ходит только по выходным, но остановку делает на пристани Винновка, прямо у подножия монастыря. Во как заморочено.

Теплоход Самара – Винновка.

Итак подъезжаем к вокзалу в 7-30, покупаем билеты в кассе (один билет 80 рублей) и видим огромные толпы уже проснувшихся людей, готовых взять Омик штурмом. Суббота и воскресенье в самарском речном пароходстве проходят в усиленном режиме. Садоводы, стремящиеся на свои дачи, отдыхающие, пытающиеся провести незабываемые выходные на пляжах Волги и мы зеваки, создают неповторимую и незабываемую картину на пристанях Самары. Одни, уже наученные горьким опытом стояния в углу около туалета, рвутся на Омик, как в последний бой. Другие считают, что эти выходные последние и других уже не будет. Вся эта толпа с корзинами, рюкзаками, вёдрами и прочими сопутствующими товарами с огромной силой ринулась на взятие только что пришвартовавшегося Омика. “Что же вы хотите”,- говорит мне соседка в очереди- “это было всегда”. Омик заполнился до отказу, а на пристани ещё стояло много людей. Другой Омик пришёл на помощь своему брату и погрузил всех оставшихся желающих на свой борт. Ух, хорошее начало!

Омик, между прочим 1957 года выпуска, устроен таким образом, что те, кому посчастливилось усесться внутри, ничего не видят, что происходит снаружи. Все окна закрыты стоящими на палубе людьми и создаётся полнейшая изоляция. Количество пассажиров создаёт некоторое волнение, взгляд на всякий случай ищет самый близко расположенный спасательный круг. Выход один – чтобы что-нибудь увидеть или по крайней мере подышать в последний раз свежим воздухом, нужно стоять на палубе. Выбираем себе свободные места и два часа в стоячем положении любуемся на просторы нашей матушки реки Волги, она этого заслуживает.

Расписание Самара – Винновка перед поездкой лучше уточнить на сайте Самарского речного пассажирского предприятия .

Волжский Афон.

При подходе к Винновке не забудьте достать ваши фотоаппараты. Вид на монастырь с воды превосходен.

Фото Свято-Богородичного казанского мужского монастыря с Омика.

Монастырь очень похож на средневековый сказочный замок.

От пристани до монастыря рукой подать. Основная масса туристов пошла в монастырь, а мы решили сначала обследовать село и близлежащие окрестности.

Главная улица села – Казачкова идёт от пристани вдоль монастыря через всю Винновку. Чтобы пройти её всю понадобится не больше 15 минут.

Винновка очень компактна, официально население около ста человек. Первые упоминания Винновки, как о чувашской деревне Винна-на-ключе относятся к середине XVII века.

В те времена по Винновскому оврагу текла речка Винная, получившая своё название по виду занятия местных жителей. Местные жители были в основном беглые крестьяне из центральных районов России и их основным занятием было садоводство и связанное с ним винокурение (проще говоря, самогоноварение).

Со временем речка пересохла, а село получило название Винновка.

На окраине села поворачиваем направо. Хорошая грунтовая дорога приводит нас на окраину Винновки, на Лысую гору.

На горе отличное место для пикника и обзора села, а ещё в III-IV веках на вершине находилось городище Волжско-Камской Болгарии.

Здесь мы получили вознаграждение за тяжёлые, утренние часы выходного дня. На вершине были только мы, тёплый ветерок и виды на бесконечные просторы Волги,

Винновку и монастырь.

В 1768 году Самарскую Луку передают в собственность братьям Орловым и уже в 1770 году на средства Орловых и прихожан начинается строиться первая церковь села в честь Казанской иконы Божьей матери.

Та деревянная церковь находилась на месте белокаменной церкви с небесно-голубыми куполами, которую мы наблюдаем сейчас. Село в то время именовалось Богородское-Винновка.

В 1839 году уже при дочери Алексея Орлова, графини Анны Орловой-Чесменской в селе произошёл сильный пожар. Часть построек, включая деревянную церковь сгорело.

Сразу началась постройка новой кирпичной церкви, но продажа графиней Винновки государству остановила эту постройку. Постройка возобновилась лишь в 1848 году, когда все жители Винновки в обязательном порядке собрали средства.

Эта церковь является самым старым строением Винновки, дошедшим до наших дней.

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.

В 2003 году в церкви начались восстановительные и реставрационные работы, вокруг храма начал строиться огромный монастырский комплекс. Спустимся с горы и посетим его. Для тщательного осмотра монастыря, к сожалению, у нас оставался только час и мы довольствовались только беглым осмотром.

Вход в монастырь осуществляется через доминирующую над Винновкой и монастырём колокольню с надвратной церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

Ворота прямиком ведут к сердцу монастыря – церкви Казанской иконы Божьей матери.

Закончу своё повествование про белостенную красавицу. Дошла она до наших дней неразрушенной только каким-то чудом. После того, как местная христианская община в 1930 году отказалась платить за неё налог, советская власть несколько раз пыталась её взорвать. К счастью, всё ограничилось разграблением, сбрасыванием колоколов и помещением в церковь зернохранилища и хлев.

Саму церковь мы, к сожалению, не посетили, так как она была закрыта.

У монастыря есть своя маленькая набережная, на лавочке которой можно отдохнуть.

Рядом открытые ворота в закрытую территорию. Монастырь действующий и не во все помещения у паломников есть доступ.

Когда строился монастырь было обнаружено огромное захоронение людей ориентировочно 1919 года. По исторической справке, в это время в Винновке базировался карательный отряд большевиков, отправленный для подавления восстания крестьян.

Сейчас в монастыре, кроме вышеописанных церквей, есть ещё Храм святого Сергия Радонежского, направо от входа. Вот его мы с вами и посетим.

Здесь же располагается и музей монастыря.

Основными экспонатами которого являются:
копия картины Иванова “Вид села Винновки на Волге в Симбирской губернии”, оригинал 1841 года которой находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Через Винновку в 1838 году вместе с братьями Чернецовыми пролегало его путешествие по Волге;

икона, написанная Григорием Журавлёвым “Иверская”;

митра патриарха Тихона.

Гостиница Винновка.

При монастыре открыта гостиница, где за скромную плату вам предоставят ночлег и экскурсионное обслуживание по монастырю, в том числе и подъём на колокольню. На сайте

Винновка - небольшое село в составе сельского поселения Осиновка Ставропольского района Самарской области. Расположено оно на территории Самарской Луки на берегу Волги. По всей видимости село было основано чувашами в середине XVII века. Впервые оно упоминается при описании дворцовых сёл Самарского уезда 1671-1672 годах. Население села относилось к ясачным (государственным) крестьянам, и, по всей видимости, в значительной степени, состояло из беглых крестьян из центральных областей России. Причём, было обнаружено немало переселенцев из числа крестьян Троице-Сергиевой Лавры. Их не стали возвращать обратно, но обязали платить подати монастырю.


В царствование Екатерины II монастырских крестьян перевели в разряд экономических. В 1768 году всю Самарскую Луку передали из казны в собственность братьев Орловых. По договорённости между ними в 1794 году село отошло к Фёдору Орлову, а в 1802 году - к Алексею Орлову-Чесменскому. В 1769 году селение посетил академик и путешественник Петер Паллас. В 1770 году на средства прихожан в селении была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До постройки церкви селение считалось деревней и носило название Винная-на-ключе, после 1770 года именовалось село Богородское-Винновка. После смерти Алексея Орлова-Чесменского в 1808 году село унаследовала его дочь - графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которая в 1843 году продала его удельному ведомству, управлявшему имуществом императорской семьи. В 1838 году через Винновку пролегал маршрут братьев Чернецовых во время их путешествия по Волге. Сопровождавший их художник Антон Иванов-Голубой изобразил Винновку на одном из своих полотен. В 1839 году в селе случился пожар, уничтоживший большую часть села, в том числе и деревянную церковь. При графине Орловой-Чесменской была начата постройка каменной церкви, которая прервалась в связи с продажей ею села. В 1848 году крестьянская община Винновки приняла решение об обязательном сборе средств со всех жителей на завершение церкви. Строительство церкви было завершено в 1851 году. Помимо церкви в селе имелись два молитвенных дома старообрядцев. В 1845 году село было передано под управление Новодевичьему приказу (позже Переволокскому) Сызранской удельной конторы, которой управлялось до отмены крепостного права. До 1851 года село относилось к Самарскому уезду, а с 1851 года - к Осиновской волости Сызранского уезда Симбирской губернии. В XIX веке к основными занятиям жителей села относились сельское хозяйство, лесные промыслы, добыча извести и алебастра, изготовление кирпича, извоз, торговля и работа по поденному найму. При селе имелась пристань, осуществлялся перевоз через Волгу. В 1867 году в селе было открыто народное начальное училище, уроки в котором вёл местный священник. В начале XX века в селе М.Д. Маштаковым был построен алебастровый завод. В 1930 году церковь в селе была закрыта. Позже в здании церкви располагалось зернохранилище, столовая, хлев. В 2003 году началось восстановление церкви. Сейчас в Винновке идёт завершение строительства Свято-Богородичного монастыря Казанской иконы Божьей Матери.

01. В селе всего несколько улиц, основная из них - улица Казачкова

02. Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь был основной целью нашей с Вовой (kolov.info) поездкой в Винновку. Фото монастыря в отдельном посте можно посмотреть здесь

03. Берег Волги. Слева видна отреставрированная церковь, что была построена в 1851 году.

04. На ул. Казачкова сохранилось много старых домов, многие из которых продаются.

05. Пока Вова снимал с квадрокоптера монастырь, я пробежал по этой улице и поснимал старые домики, дабы сохранить их вид для истории.

18. Новые дома тоже есть, так что умирающим село нельзя назвать.

27. Думаю вновь вернутся сюда летом, так как места здесь красивые.

Другие сёла Самарской области

История появления храма в Винновке начинается в 1770-е годы. В селе строят церковь, которую освещают во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 40-е годы XIX века начинают строить новый каменный храм. Инициатором становится владелица этих мест Анна Алексеевна Орлова-Чесменская - очень набожная женщина, которая, не принимая пострига, придерживалась монастырских норм жизни, а большую часть своих доходов жертвовала на нужды церкви.

Есть версия, что всю жизнь она вымаливала своему отцу прощение за грех цареубийства. Основным местом жительства графини были Москва и именье около Юрьева монастыря, поэтому за своими владениями в Поволжье она наблюдала издалека. Храм достраивали на общественные деньги, так как в 1843 году Анна Орлова Чесменская продала эти земли.

В 30-е гг. XX века церковь иконы Казанской Божьей матери в селе Винновка несколько раз планировали взорвать, но почему-то ограничились разграблением, сбрасыванием колоколов и рубкой икон.

Восстановление храма началось в 2003 году, тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года статус архиерейский

Монастырь возводят вокруг Храма иконы Казанской Божьей Матери. Комплекс состоит из братского монашеского корпуса с домовой церковью и трапезной, гостиницы. Над монастырскими воротами возвышается на 50 метров колокольня, стилизованная под маяк - это надвратная церковь.


Было сделано береговое укрепление - берег размывался, вода подходила почти к самой церкви.
Углубили природную заводь, сделав затон с протокой позади монастыря (что-то вроде частной парковки).

Построили и причал. В скором времени он будет способен принимать трехпалубные теплоходы.


Отреставрированная церковь, конечно, красавица
И тем, на мой взгляд, дисгармоничней смотрится рядом здания монастыря
Проектированием монастырского комплекса занимался архитектор Юрий Иванович Харитонов. Им и было предложено вписать монастырский комплекс вокруг храма, опоясывая его стеной, братским корпусом, гостиничным зданием. В строительстве корпусов предусмотреть особенности афонских монастырей - малоэтажность, совмещение бесчердачной кровли с жилищами. В колокольне устроить надвратную церковь, а в угловой башенке монастырского корпуса поместить библиотеку с двухсветным освещением, с галереями
Вблизи выглядит кичево. Какой-то ново-русский коттеджный стиль. Ощущение излишнего гламура усиливает плитка, покрывающая все стены. Общее впечатление усугубляет закрытая береговая линия напротив монастыря.
Отделочные работы ведутся даже в самую жару силами, похоже, друзей из недалекого зарубежья

Селение Винновка основана чувашами скорее всего в 50-60-х гг. XVII в. Впервые упоминается в описании дворцовых сёл Самарского уезда 1671-1672 гг. Население являлось ясачными (государственными) крестьянами. Однако в XVII в. среди жителей села было обнаружено немало переселенцев из числа крестьян Троице-Сергиевой Лавры. Их не стали возвращать на прежние места жительства, а оставили в Винновке вместе с ясачными, обязав только платить подати монастырю. При Екатерине II монастырских крестьян сделали государственными («экономическими»), но в 1768 г. и ясачных, и экономических крестьян Винновки отдали гр. Орловым, по разделам которых в 1794 г. село отошло к Ф.Г. Орлову, а в 1802 г. — А.А. Орлову-Чесменскому. В 1807 г. Винновку унаследовала А.А. Орлова-Чесменская, впоследствии продавшая село удельному ведомству. В 1845 г. село было отдано под управление Новодевичьему приказу (позже Переволокскому) Сызранской удельной конторы, под управлением которой находилось до отмены крепостного права.

В административном отношении село до 1851 г. находилось на территории Самарского, а с 1851 г. — Сызранского уезда Симбирской губернии (Осиновская волость). Население занималось сельским хозяйством, лесными промыслами, добычей извести и алебастра, изготовлением кирпича, извозом, торговлей, работой по поденному найму, при селе имелась речная пристань и перевоз через Волгу. В начале XX в. был устроен алебастровый завод М.Д. Маштакова. В селе имелась церковь, два молитвенных дома старообрядцев, земская школа. В 1769 г. село посетил академик П.С. Паллас. До XVIII в. село считалось деревней с названием Винная-на-ключе. После постройки деревянного храма в 1770 г. деревня получила статус села и была переименована в село Богородское-Винновка.



История появления храма в Винновке начинается в 1770-е годы. В селе строят церковь, которую освещают во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 40-е годы XIX века начинают строить новый каменный храм. Инициатором становится владелица этих мест Анна Алексеевна Орлова-Чесменская - очень набожная женщина, которая, не принимая пострига, придерживалась монастырских норм жизни, а большую часть своих доходов жертвовала на нужды церкви. Есть версия, что всю жизнь она вымаливала своему отцу прощение за грех цареубийства. Основным местом жительства графини были Москва и именье около Юрьева монастыря, поэтому за своими владениями в Поволжье она наблюдала издалека. Храм достроен в 1851 году на общественные деньги, так как в 1843 году Анна Орлова Чесменская продала эти земли.

Храм в селе Винновка радовал современников своим изяществом и красотой. Здание церкви было выполнено из красного кирпича на белокаменном цоколе, карнизные плиты - из пиленого белого камня. Порталы входа были выполнены фигурной кирпичной кладкой. Лекальный кирпич использовался в оформлении наличников (стесанных во время поздней реконструкции). Церковь снаружи была оштукатурена и покрашена. Состоял храм из четверика с полукруглой апсидой, трапезной и колокольни.

В феврале 1930 года администрация Самарского РИК закрыла церковь. Колокола были сброшены, разбиты, а их осколки затоплены в Волге. По свидетельству местных жителей, храм несколько раз пытались взорвать. И хотя до этого не дошло, церковь пришла в полное запустение. Внутреннее ее убранство было полностью уничтожено. Местные власти сначала приспособили храм под зернохранилище, затем под столовую, впоследствии здесь был хлев.

В 2003 году по благословению архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары были начаты работы по восстановлению здания храма. Началу работ предшествовал крестный ход из села Осиновки в Винновку. Случилось это на праздник Успения Божией Матери (28 августа). 5 октября 2003 года в разрушенном храме была совершена первая Божественная литургия. Тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года монастырь получил архиерейский статус. 23 апреля 2006 года, после перерыва в 76 лет, была отслужена первая Пасхальная служба.

7 мая 2006 года архиепископ Сергий совершил в храме Божественную литургию, тогда же был заложен камень в фундамент будущей монастырской гостиницы. 21 июля 2006 года состоялось освящение храма. 26 декабря 2006 года Священный Синод РПЦ благословил открытие Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Ставропольского района Самарской области.

Архитектурный проект обители представил талантливый архитектор Юрий Иванович Харитонов. По его проектам построены прекрасные храмы не только в России, но и в других православных странах.



Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка, Ставропольского района, Самарской губернии открыт по указу Святейшего Синода Православной Церкви 26 декабря 2006г. Монастырь имеет статус «Архиерейского» и Священно-Архимандритом его является Владыка Сергий, Митрополит Самарский и Сызранский.

Однако несмотря на небольшой срок существования монастыря, история, предшествующая его появлению, начинается с 18-го века и богата событиями. Место, в котором располагается Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, поистине благодатное. Люди селились на окружающих его холмах начиная с неолита - «новокаменного века». На территории монастыря археологами обнаружено несколько стоянок и поселений, последовательно сменявших друг друга.

В 1770 г. в деревне, называвшейся тогда Винная-на-Ключе, была построена и освящена первая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, после чего населённый пункт был переименован в село Богородское-Винновка. В 1839 г. в селе случился пожар, в результате которого большая часть села, и в том числе церковь, сгорели. В это время владелицей земель, к которым принадлежало и с. Богородское-Винновка, была Анна Алексеевна Орлова-Чесменская - дочь известного Российского полководца и дипломата Алексея Орлова-Чесменского. Эта женщина, унаследовавшая недюжинную силу воли от отца, была очень религиозна и отдавала много средств на развитие «Церкви» (подсчитано, что всего ей на церковные нужды было отдано около 3 миллионов рублей - огромная по тем временам сумма). По её распоряжению 19 мая 1842 г. (по старому стилю) были начаты работы по строительству новой, уже каменной церкви. Однако в 1843 г. А.А. Орлова продала принадлежавшие ей земли удельному ведомству, и работы по строительству храма были приостановлены. В 1848 г. крестьянская община села Богородское-Винновка приняла решение о сборе средств на завершение строительства церкви, и в 1851 г. храм в честь Казанской иконы Божией Матери был окончательно достроен и освящён. До 1930 г. храм существовал как сельско-приходской.

26 февраля 1930 г. по официальной версии - из-за отказа общины платить налоги - храм был закрыт. Церковь хотели разрушить, колокола были сброшены в реку, кресты пытались сорвать с куполов, но только погнули. Внутреннее убранство храма было полностью уничтожено - многие иконы были порублены топором и сожжены, однако часть икон удалось спасти местным жителям и некоторые из них впоследствии, после возрождения церковной жизни, были возвращены.

В 2001 г. была воссоздана церковная приходская община в с. Винновка. Поначалу из-за отсутствия финансирования и малочисленности церковной общины работы по восстановлению храма в честь Казанской иконы Божией Матери не продвигались. Но в 2003 г. по благословению Архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря г. Самары, возглавляемого игуменом Серафимом (Глушаковым), работы по восстановлению храма и созданию на его базе монастырского подворья были продолжены более активно. Начало работ в праздник Успения Божией Матери (28 августа) было освящено крестным ходом из близлежащего с. Осиновка и молебном. 5 октября 2003г. в ещё порушенном храме была совершена первая Божественная Литургия. Вскоре по решению Федеральных властей здание храма было передано в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ. Обследование храма и проектные работы были выполнены ИК «ПАРЕКС», архитектурная часть - ТМ «Харитонова».

В 2005 г. было принято решение о повышении статуса подворья в честь Казанской иконы Божией Матери из монастырского в Архиерейское. 26 апреля 2006 г. в храме была отслужена первая Архиерейская Пасхальная служба.

В настоящее время в монастыре уже 3 действующих храма. Это - храм в честь иконы Божией Матери Казанская; храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского и храм во имя Святой Живоначальной Троицы, освященный Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Самарским и Сызранским, в сослужении с митрополитом Нектарием, в день Святой Троицы в 2014 г. Ещё одна надвратная церковь - во имя святого пророка Иоанна Предтечи почти готова, в ней ведутся отделочные работы.

http://sbkmenmon.cerkov.ru

Там, где бьётся каменное сердце

Первое письменное упоминание – 1672 год

Казённая деревня Винновка, согласно описанию дворцовых сёл Самарской губернии 1672 года, ничем не выделялась из множества других поселений этого края. Но за сухой официальной записью скрывается удивительная история и волшебные предания.

Это место на высоком правом берегу Волги было населено людьми уже как минимум в IV веке до нашей эры. Близ современной пристани Винновки у выступающего над Волгой утёса Каменная Коза археологами было обнаружено древнейшее поселение, укреплённое валами и рвами. Так население защищалось от диких кочевников, и следы этих защитных сооружений видны до сих пор. Затем вся территория попала под влияние Волжских булгар, и, очевидно, татар, а в середине XVII веке здесь возникла чувашская деревня.

В XVIII веке в деревне произошло довольно необычное социальное явление: к чувашам прибыло несколько десятков беглых русских крестьян . В основном они принадлежали Троице-Сергиевой лавре и спасались от усилившегося крепостничества и «недороду» -- голода. Несмотря на законы, ужесточающие наказания за бегство крепостных, монахи репрессий чинить не стали, но обязали крестьян по-прежнему платить подать лавре.

Так и сформировалось русско-чувашское поселение, которое в те годы носило название Винная-на-ключе. Имя деревни говорит само за себя: беглые крестьяне были достаточно ограничены в способах заработка, поэтому занимались преимущественно садоводством и винокурением. Винновка славилась своими яблоками и производимым из них самогоном, так что даже речка, протекавшая по местному оврагу, называлась Винная.

Положение казённых или государственных крестьян, по сравнению с крепостными, было легче. По крайней мере, они могли выступать в суде наряду с другими свободными гражданами и пытаться отстаивать свои права. Винновка не имела помещика, а беглые крестьяне платили дань монастырю, который находился далеко и не посылал своего надсмотрщика. Можно сказать, что в деревне царил дух свободы, пока к власти не пришла императрица Екатерина II.

Она провела секуляризацию церковных земель в 1764 году и перевела часть имущества монастырей в государственную казну. Так крестьяне, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре, оказались в ведении государства, а в 1768 году превратились в крепостных. Пожалованы они были графскому роду Орловых, фаворитов Екатерины и великих полководцев.

В 1770 году на деньги прихожан в Винновке была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, и деревня, превратившаяся в село, стала именоваться Богородское-Винновка. Впрочем, местные языческие предания тоже были сильны. И одно из них – о хозяйке Самарской Луки – самой большой излучины Волги. Сегодня там находится заповедник, который входит в состав Средне-Волжского комплексного биосферного резервата ЮНЕСКО.

Наши современники уверяют, что из космоса на карте Самарской Луки отчётливо просматривается силуэт привлекательной женщины в меховой шубке и варежках. А её сердце расположено в 4 километрах севернее от Винновки, там, где в овраге находится прямоугольная скала. Жители говорят, что каменное сердце иногда бьётся по-настоящему.

Впрочем, своя хозяйка у Винновки действительно была. Ею оказалась дочь победителя Чесменского сражения в войне с Турцией Алексея Орлова-Чесменского. Анна Алексеевна, блестяще образованная дама, камер-фрейлина двора и русская миллионерша была удивительной фигурой для своего времени. Ведя интенсивную светскую жизнь, она не оставляла свои духовные искания и потратила на церковную благотворительность во всей России и за рубежом порядка 25 миллионов рублей. Сумма, невероятная даже по нынешним временам.

В 1839 году при ней в селе Винновка случился пожар, который уничтожил, в том числе, и деревянную церковь. Анна Алексеевна заложила новый каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери в стиле европейского и московского барокко. Но в 1843 году она продала село удельному ведомству, управлявшему имуществом императорской семьи. Великая крепостница, Анна Алексеевна не признавала этого позорного права одних людей над другими, и её самарские крестьяне снова стали казёнными. Они получили определённую свободу, которая окончательно оформилась в эпоху Великих реформ в 1861 году.

Из-за продажи имения графиня не смогла достроить церковь, но благодарные жители сами собрали все необходимые средства. Кстати, среди них уже было много крещёных чувашей, которые приняли христианскую веру благодаря просветительской деятельности Анны Алексеевны в своих волжских владениях.

Казанская церковь стала лучшим памятником своей благотворительнице – в 30-е гг XX века её несколько раз пытались взорвать, но всякий раз неведомые силы мешали этому варварскому акту. В итоге в 2006 году на территории села Винновка вокруг Казанского храма возник Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.

Именно он своей великолепной архитектурой, схожей с пропорциями средневековой крепости, встречает гостей, прибывающих по реке, и является главной и самой прекрасной достопримечательностью современного села. Поистине, сердце хозяйки по-прежнему бьётся в Винновке.

Загрузка...
Top